menu

3.05 Дощинский-2024
29.05.2025, 16:40

Задача 5#78496

Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребёнок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться как можно внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удаётся в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, всё же оно кажется мне одним из величайших чудес детской психической жизни.

Раньше всего необходимо заметить, что у двухлетних и трёхлетних детей такое сильное чутьё языка, что создаваемые <...> слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а, напротив, очень метки, изящны, естественны: и «сердитки», и «духлая», и «красавлюсь», и «всехный».

Например, один ребёнок изобрёл слово «обутки» и «одетки» (это было в черноморской степи), совершенно не зная о том, что именно эти два слова точно в таком же сочетании существуют в течение столетий на севере, в Олонецком крае. Ведь не читал же он этнографических сборников Рыбникова, записавшего некую фольклорную сказку, где были, между прочим, такие слова: «Получаю по обещанию пищу, обутку и одетку». Самая эта двучленная формула – «обутка и одетка» – была самостоятельно создана ребёнком на основании тех языковых предпосылок, которые даны ему взрослыми.

— Ах ты, стрекоза! — сказала мать своей трёхлетней Ирине.

— Я не стрекоза, а людь!

Мать сначала не поняла этой «люди», но потом случайно обнаружила, что за тысячу километров, на Урале, человек издавна называется «людью». Там так и говорят: «Ты что за людь?»

Таким образом, ребёнок порой самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народом в течение многих веков. Чудесно овладевает детский ум методами, приёмами, формами народного словотворчества.

 

(По К.И. Чуковскому)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст относится к официально-деловому стилю, так как характеризуется стандартизированностью и шаблонностью изложения и даёт практические указания, как изобретать слова.

2) Характеризуя детское словотворчество, автор использует такие средства выразительности, как метафоры (овладение речью… кажется, мне одним из величайших чудес детской психической жизни; слова… не кажутся калеками или уродами речи) и эпитеты («причудливых форм», «слова… очень метки, изящны»).

3) Слова, «созданные» детьми («обутка», «одетка», «людь»), на самом деле диалектные: они существуют в разных местностях.

4) В двух последних предложениях содержится вывод из всего сказанного в тексте.

5) Основной функционально-смысловой тип речи текста – описание, так как в нём перечисляются внешние признаки героев и местности, где происходит действие.

 

Добавил: safyula |
Просмотров: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 safyula • 16:40, 29.05.2025
1) Текст относится к официально-деловому стилю, так как характеризуется стандартизированностью и шаблонностью изложения и даёт практические указания, как изобретать слова.  в утверждении содержится неверная характеристика текста (официально-деловой стиль обычно связан с правовой или административной деятельностью, он характеризуется сдержанностью тона, отсутствием экспрессивной лексики; к этому тексту не относится ни одна из перечисленных характеристик; автор текста делится с читателями полезной информацией, при этом использует эмоционально окрашенную лексику; в тексте можно проследить отношение автора к описываемым явлениям)
2) Характеризуя детское словотворчество, автор использует такие средства выразительности, как метафоры (овладение речью… кажется, мне одним из величайших чудес детской психической жизни; слова… не кажутся калеками или уродами речи) и эпитеты («причудливых форм», «слова… очень метки, изящны»).  в утверждении содержится верная характеристика текста (действительно, данные тропы использованы в тексте и важны для того, чтобы показать, как удивительно детский мозг схватывает и перерабатывает информацию)
3) Слова, «созданные» детьми («обутка», «одетка», «людь»), на самом деле диалектные: они существуют в разных местностях.  в утверждении содержится верная характеристика текста (третий и четвертый абзацы подтверждают данный тезис: слова «обутка» и «одетка» существуют в Олонецком крае, а слово «людь встречается в речи людей с Урала)
4) В двух последних предложениях содержится вывод из всего сказанного в тексте.  в утверждении содержится верная характеристика текста (последние предложения действительно подытоживают весь текст и сообщают, что иногда дети способны бессознательно, не учитывая опыт, накопленный народами, придумать слова, уже существующие в языке)
5) Основной функционально-смысловой тип речи текста – описание, так как в нём перечисляются внешние признаки героев и местности, где происходит действие.  в утверждении содержится неверная характеристика текста (в данном тексте преобладает рассуждение, так как автор размышляет о феномене детского словотворчества и на простых примерах объясняет далеко не простые вещи о формировании языка и особенностях работы человеческого мозга; описание же подразумевает попытку «нарисовать картинку» – этого в тексте почти нет)

Ответ: 234
avatar
uCoz