menu
Задания: 22
База заданий: 1-20
Страницы: 1 2 »


Задача 20#121730

Читатели Блока обыкновенно представляют его себе печальным человеком, далё­ким от простых и обыденных радостей жизни. В стихах его изредка проявляется юмор, а весёлости нет и следа.

Но между тем в живом, настоящем Блоке было много светлого юмора и самой непо­средственной, детской весёлости. До знакомства с ним поэт Андрей Белый представлял его себе болезненным, хилым юношей и был поражён и даже разочарован, увидав здо­рового, сильного и красивого человека, да ещё в хорошо сшитом костюме и со спокой­ной манерой держать себя. Всё это совершенно не соответствовало его представлению о поэте-мистике, погружённом в заоблачные миры.

Познакомившись с Блоком, А. Белый узнал его с новых сторон. <...> при всей тон­кости его проникновений в душу Блока и при всей духовной близости обоих поэтов он так и не разглядел в Блоке того, что особенно бросалось в глаза близким художника. Блок прежде всего ребёнок – простодушный, невинный и милый.

В своей речи о символизме, прочитанной в «Обществе ревнителей художественного слова», он произнёс: «Художник должен быть трепетным в самой дерзости, зная, чего стоит смешение искусства с жизнью, и оставаясь в жизни простым человеком». Этот завет свой он и исполнилОн был в жизни простым человеком. А затем поэт продол­жил: «Но есть неистребимое в душе, там, где она младенец». В его душе это «неистре­бимое» проявлялось и в ясности его улыбки, и в уменье радоваться всяким житейским пустякам, а также солнцу, шуткам, да ещё в уменье играть и шалить, которое было ему в высшей степени свойственно.

 

(По М.А. Бекетовой)


Самостоятельно подберите противительный сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите этот союз.

№1. Задания по маленькому тексту | Просмотров: 24 | Дата: 22.05.2025 | Комментарии (1)

Задача 19#121725

Литературный язык – язык, прошедший длительную обработку в текстах автори­тетных мастеров слова. Он связывает людей не только разных регионов, с разными диалектными особенностями речи, не только представителей разных слоёв общества, больших и малых групп его, но и людей разных поколений, разных исторических периодов. Для него характерны стабильность, устойчивость языковой нормы, высокая социальная престижность. Он обслуживает все сферы человеческой деятельности: нау­ку, политику, искусство, производство, образование. Им пользуются средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение. Литературному языку учат в шко­ле. Языковая (литературная) норма, её типы закреплены в грамматиках, словарях, справочниках и охраняются законом.

Становление современного русского литературного языка связано с именем А.С. Пушкина, определившего пути органического слияния общеславянских, народно­разговорных и западноевропейских элементов языка, сблизившего литературный язык с языком народным. Определённую роль в этом становлении сыграло творчество его предшественников и современников: Н.М. Карамзина, И.А. Крылова, В.А. Жуковско­го, А.С. Грибоедова. Дальнейшее своё развитие современный русский литературный язык получил в произведениях М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М. Горького, поэтов и писателей Серебряного века и века двадцатого.

Следует различать понятия «литературный язык» и «язык художественной лите­ратуры». Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка художествен­ной литературы одни и те же, но в языке художественной литературы используются элементы и диалектной, и профессиональной речи, и просторечие, и жаргонизмы. В нём присутствуют элементы разных стилей литературного языка. К тому же язык художественной литературы имеет своё особое назначение, специфические функции, свою сферу использования: он неразрывно связан с искусством и при определённом подходе и <...> становится явлением искусства, предметом поэтического изображения. Слово в художественном произведении, в поэтической речи приобретает иные свойства, смысловые, эмоциональные оттенки, эстетическую значимость.

 

(По Л.М. Рыбченковой, И.Н. Добротиной)


Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.


Задача 18#121721

Язык – это не только средство коммуникации, но и инструмент установления оп­ределённых социальных связей. Надо понимать, что то, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и не­привлекательным. Я понимаю, что и очень умный человек может выразиться негра­мотно. Но в силу воспитания нас может оттолкнуть от человека, который делает грубую ошибку, к примеру, употребляет «ихний» вместо «их». Это лишь одна черта человека, но она не очень приятная. И если в речевом портрете человека таких черт много, может начаться отторжение его речи собеседником. Равно как и в других ситуациях отторже­ние поведения...

Язык – одна из важных, если не самая важная характеристика человека, и это может быть самой важной причиной следить за своей речью. Если вы хотите сблизить­ся с человеком, не надо его отпугивать своим речевым портретом. Понятно, что люди общаются с представителями своей <...> социальной среды – достаточно вспомнить «Пигмалиона» Бернарда Шоу, где герой начинает строительство человека со строитель­ства его речи. Лингвист меняет речь женщины до такой степени, что влюбляется в неё. Влюбиться в торговку цветами, найденную на улице, он не мог бы – в первую очередь мешал бы язык.

 

(По М.А. Кронгаузу)


Самостоятельно подберите простую усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите эту частицу.


Задача 17#121718

Сверхпопулярную оперу Р. Леонкавалло «Паяцы», которая без всяких пауз длится немногим больше часа, на Камерной сцене имени Б.А. Покровского Большого театра поставил давно работающий в России немецкий режиссёр Ханс-Йоахим Фрай в паре с художником Петром Окуневым, а музыкальным руководителем спектакля выступил Антон Гришанин.

Каркасом для своего рассказа о комедиантах, в жизни которых чувства реальные и сценические переплелись в один кровавый клубок с фатальным финалом, Ханс-Йоахим Фрай выбрал давно применяемый в театре ход под названием «Снимается кино», сосредоточившись на «Чаплиниане».

В премьерном спектакле, состоявшемся 11 июля 2024 года, легко обнаруживается около дюжины почти «дословных» цитат из чаплинских кинолент, «усиленных» очевидными ссылками на работы легендарного дуэта комиков Стэна Лорела и Оливера Харди или даже Бастера Китона, и нет ничего индивидуального. Если только не считать трансформацию контрастного чёрно-белого в миллион оттенков серого, на фоне которого на сцене переизбыток «представления» при тотальном отсутствии «переживания». Музыку Леонкавалло то и дело перебивает тапёр, имитируя киносеанс. А любовный треугольник (Канио – Недда – Сильвио), которым манипулирует провокатор (Тонио), кажется <...> искусственным.

Солисты, часто сбиваясь на мелодекламацию, поют с существенными вокальными упрощениями и упущениями. Это притом, что в двух премьерных составах немало специально приглашённых певцов.

Но главное даже не в том, что музыкальная ткань оперы в таком варианте производит «поношенное впечатление», а в том, что спектакль оказался эмоционально немым. А «Паяцы» – притча, которая свидетельствует: что легко и смешно в балагане, в реальной жизни трагично.

 

(По М. Бабаловой)

Самостоятельно подберите неопределённое местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.

 


Задача 16#121714

Энклитики¹ основного типа, представленные в СПИ² (их ранги указываются в соответствии с работой Зализняк 1993³), таковы: ранг 1 – же (жь), 2 – ли, 3 – бо, 4 – ти (частица), 5 – бы, 6 – местоимения Д. падежа ми, ти, ны, 7 – местоимения В. падежа мя, ся, 8 – связки еси, еста.

В дальнейшем разборе мы отделяем от прочих энклитику ся, поскольку её поведение в древнерусском языке особое. Прочие энклитики (более 60 примеров) ведут себя в тексте СПИ так.

Все они, кроме еси, во всех случаях (как и в живом древнерусском языке XI-XII веков, отражённом в берестяных грамотах, в отличие от языка старославянских и ранних церковнославянских памятников), расположены в точном соответствии с законом Вакернагеля⁴, причём в его основном варианте. Ограничимся немногими примерами: Не ваю ли храбрая дружина ... 128⁵; Почнемъ же, братiе ... 6; Боянъ бо въщiй ... 3.

Во всех случаях, когда возникает скопление энклитик, они стоят в СПИ в порядке их рангов, то есть именно так, как требует соответствующее древнерусское правило: Луце жъ бы потяту быти ... 10 (же, ранг 1 + бы, ранг 5).

Общий вывод ясен: в «Слове о полку Игореве» картина поведения энклитик как в целом, так и во многих деталях чрезвычайно близка к тому, <...> наблюдается в древнерусских памятниках, и прежде всего в ранних берестяных грамотах и в прямой речи в Киевской летописи. 

 

(По А.А. Зализняку)

 

1 – Безударные слова, примыкающие к предшествующему слову.

2 – Сокращение для «Слова о полку Игореве».

3 – В книге А.А. Зализняка, из которой взят представленный здесь фрагмент, приняты такие ссылки на источники: Зализняк 1993 – А.А. Зализняк. К изучению языка берестяных грамот // В.Л. Янин, А.А. Зализняк. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1984-1989 гг.). М., 1993. С. 191-321.

4 – Закон Вакернагеля в своём наиболее общем виде гласит, что в древних индоевропейских языках энклитики (основного типа) располагаются так, что они составляют конечную часть первого фонетического слова (тактовой группы) фразы.

5 – Для указания места цитаты внутри памятника используется нумерация «звеньев» текста, принятая в критическом издании Р. Якобсона 1948 года. 


Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это местоимение. 

 


Задача 15#113330

В общей теории относительности, сформулированной А. Эйнштейном, утверждается, что гравитационные и инерциальные силы имеют одинаковую природу. Отсюда следует, что гравитационные эффекты обусловлены не силовым взаимодействием тел и полей, находящихся в пространстве-времени, а деформацией самого́ пространства-времени, которая связана, в частности, с присутствием массы-энергии.

Общая теория относительности в настоящее время подтверждена наблюдениями и постоянно используется в астрономии и в технических приложениях, например в системах спутниковой навигации. Первый успех общей теории относительности состоял в объяснении аномальной прецессии перигелия Меркурия. Затем, в 1919 году, А. Эддингтон сообщил о наблюдении отклонения света <...> Солнца в момент полного солнечного затмения, и данное отклонение происходило в точном соответствии с предсказаниями общей теории относительности.

С тех пор многие другие наблюдения и эксперименты подтвердили значительное количество предсказаний теории, включая гравитационное замедление времени, красное смещение, задержку сигнала в гравитационном поле и гравитационное излучение. Кроме того, многочисленные наблюдения подтверждают существование таких объектов, предсказанных общей теорией относительности, как чёрные дыры.

 

(По Е. Морозову)

В общей теории относительности, сформулированной А. Эйнштейном, утверждается, что гравитационные и инерциальные силы имеют одинаковую природу. Отсюда следует, что гравитационные эффекты обусловлены не силовым взаимодействием тел и полей, находящихся в пространстве-времени, а деформацией самого́ пространства-времени, которая связана, в частности, с присутствием массы-энергии.

Общая теория относительности в настоящее время подтверждена наблюдениями и постоянно используется в астрономии и в технических приложениях, например в системах спутниковой навигации. Первый успех общей теории относительности состоял в объяснении аномальной прецессии перигелия Меркурия. Затем, в 1919 году, А. Эддингтон сообщил о наблюдении отклонения света <...> Солнца в момент полного солнечного затмения, и данное отклонение происходило в точном соответствии с предсказаниями общей теории относительности.

С тех пор многие другие наблюдения и эксперименты подтвердили значительное количество предсказаний теории, включая гравитационное замедление времени, красное смещение, задержку сигнала в гравитационном поле и гравитационное излучение. Кроме того, многочисленные наблюдения подтверждают существование таких объектов, предсказанных общей теорией относительности, как чёрные дыры.

Самостоятельно подберите простой производный наречный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот предлог.

 


Задача 14#113320

Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пуш­кин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трёх лет твёрдо узнала, что у поэта есть живот, и, – вспоминаю всех по­этов, с которыми когда-либо встречалась, – об этом животе поэта, который так часто не сыт и в который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душеС пушкинской дуэли во мне началась сестра. Больше скажу – в слове «живот» для меня что-то свя­щенное, – <...> простое «болит живот» меня заливает волной содрогающегося сочувст­вия, исключающего всякий юмор. Нас этим выстрелом всех в живот ранили.

Чёрная с белым, без единого цветного пятна, материнская спальня, чёрное с белым окно: снег и прутья тех деревец, чёрная и белая картина «Дуэль», где на белизне снега совершается чёрное дело: вечное чёрное дело убийства поэта – чернью.

Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили.

С тех пор, да, с тех пор как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё моё младенчество, детство, юность, – я поделила мир на поэта и всех и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защи­щать – поэта – от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались.

 

(По М.И. Цветаевой)

 


Задача 13#113313

— Я из Ч. А ты откуда?

— Из С.

— А-а-а. Дитя солнцаИ что же ты делаешь в этой серой, задымлённой и мокрой Москве? Почему дома учиться не осталась?

— Да у нас <...> и университетов приличных особо нет.

— А медицинский? Я имею в виду...

— Да ты чё?! У нас какой город-то?

— Ну как какой? Курортный.

— Ну... Так какая медицина?!

— Так ты мне договорить не дала. Я имела в виду медицину, которая с реабилита­цией всякой связана... 

— Ну это да. Есть какие-то училища. В основном у нас туризм развит...

— Оно и логично, потому как курортный город, развитая инфраструктура... А по­том, когда универ закончишь, ты что делать планируешь? Здесь остаться или домой вернуться со своим пиаровским образованием?

— Не знаю пока... А ты вернёшься?

— Нет. Мне с дипломом лингвиста-переводчика в родном Ч. делать особо нечего. Там мои родные, ну, в смысле, наши местные, университеты переводчиков уже выше крыши наштамповали. И до сих пор старательно продолжают... Мне там сложновато приткнуться будет.

— А ты типа не в курсе, какая в Москве конкуренция?

— Да нет, почему же? В курсе. Только вот мне кажется, что она тут как-то здоро­вее, что ли. Почему-то я уверена, что тут у меня будет возможность заработать на свой кусок хлеба с маслом...

 

(По материалам Национального корпуса русского языка)

 


Задача 12#113305

И.А. Бунин продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях даёт образец благородства и простоты. Автор не нуждается в «свободном стихе», он чувствует себя привольно, ему не тесно во всех этих ямбах и хореях, которые нам завещало доброе старое времяОн принял наследство. Он не заботится о новых формах, так как ещё далеко не исчерпано прежнее; и дорого в Бунине то, что он только поэт. Он не теоретизирует, не причисляет себя сам ни к какой школе, не создаёт особую теорию словесности – он просто пишет прекрасные стихи. И пишет <...> тогда, когда у него есть что сказать и когда сказать хочется. За его стихотворениями чувствуется ещё нечто другое, нечто большее – он сам.

Его строки – испытанного старинного чекана; его почерк – самый чёткий в со­временной литературе; его рисунок – сжатый и сосредоточенный. Бунин черпает из невозмущённого Кастальского ключа – источника вдохновения с горы Парнас. И с внутренней, и с внешней стороны его лучшие стихи как раз вовремя уклоняются от прозы (иногда он уклониться не успевает); скорее он прозу делает поэтичной, скорее он её побеждает и претворяет в стихи, чем творит стихи как нечто от неё отличное и осо­бое. У него стих как бы потерял свою самостоятельность, свою оторванность от обыден­ной речи, но через это не опошлился. Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни высокому. Из житейской будничности он из­влекает красоту и умеет находить новые признаки старых предметов.

 

(По Ю.И. Айхенвальду)

 


Задача 11#113300

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: <...> грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, рас­тущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тя­нется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двугла­вым Эльбрусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?..

Однако пора. Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается всё водяное общество. Спустившись в середину города, я пошёл бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору; то были большею частию семейства степных помещиков; об этом можно было тотчас догадаться по истёртым, старомодным сюртукам мужей и по изысканным нарядам жён и дочерей.

 

(По М.Ю. Лермонтову)

 


Задача 10#113297

Часто сталкиваешься с обвинениями Брюсова в продаже пера советской властиА я скажу, что из всех перешедших или перешедших пóлу, Брюсов, может быть, единственный не предал и не продал. Место Брюсова – именно в СССР.

Какой строй и какое миросозерцание могли более соответствовать этому герою тру­да и воли, нежели миросозерцание, волю краеугольным камнем своим поставившее, и строй, не только бросивший – в гимне – лозунг: «Владыкой мира станет труд», но как Бонапарт – орден героев чести, основавший орден героев труда.

Брюсов в мире останется, но не как поэт, а как герой поэмы. Так же как Сальери остался – творческой волей Пушкина. На Брюсове не будут учиться писать стихи (есть лучшие источники, чем – хотя бы даже Пушкин! Вся мировая, ещё не подслушанная, подслушанной быть долженствующая, музыка), на нём будут учиться хотеть – че­го? – без определения объекта: всего. И, может быть, меньше всего – писать стихи.

Брюсов в хрестоматии войдёт, но не в отдел «Лирика» – в отдел, и такой в совет­ских хрестоматиях будет: «Воля». В этом отделе (пролагателей, преодолевателей, превозмогателей) имя его, среди русских имён, хочу верить, встанет одним из первых.

И не успокоится моё несправедливое, но жаждущее справедливости сердце, <...> в Москве, на самой видной её площади, не встанет – в граните – в нечеловеческий рост – изваяние:

ГЕРОЮ ТРУДА

СССР.

 

(По М.И. Цветаевой)

 


Задача 9#113292

Два господина сидели в небрежно убранной квартире в Петербурге, на одной из больших улиц. Одному было около тридцати пяти, а другому около сорока пяти лет.

Первый был Борис Павлович Райский, второй – Иван Иванович Аянов.

У Бориса Павловича была живая, чрезвычайно подвижная физиономия. С первого взгляда он казался моложе своих лет: большой белый лоб блистал свежестью, глаза ме­нялись, то загорались мыслию, чувством, весёлостью, то задумывались мечтательно, и тогда казались молодыми, почти юношескими. Иногда же смотрели они зрело, устало, скучно и обличали возраст своего хозяина. Около глаз собирались даже три лёгкие морщины, эти неизгладимые знаки времени и опыта. Гладкие чёрные волосы падали на затылок и на уши, а в висках серебрилось несколько белых волос. Щёки, так же как и лоб, около глаз и рта сохранили ещё молодые цвета, но у висков и около подбородка цвет был изжелта-смугловатый.

Вообще легко можно было угадать по лицу ту пору жизни, когда совершилась уже борьба молодости со зрелостью, когда человек перешёл на вторую половину жизни, ко­гда каждый прожитой опыт, чувство, болезнь оставляют след. <...> рот его сохранял, в неуловимой игре тонких губ и в улыбке, молодое, свежее, иногда почти детское выра­жение.


(По И.А. Гончарову)

 


Задача 8#113287

Конспект (в переводе с латыни «обзор») – это особый вид вторичного текста, в ос­нове которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащей­ся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее цен­ную информацию. Выделение главной мысли – одна из основ умственной культуры при работе с текстом. «Отбирать полезнейшее, — писал великий чешский педагог XVII века Ян Амос Коменский, — дело такой важности, что немыслим толковый чита­тель без умения отбирать. Поистине только это держит ум в напряжении... Не пожелать выделить из книги ничего – значит всё пропустить».

Конспектирование – процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспекти­ровании происходит свёртывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись, позволяющая конспектирующему немедленно или че­рез некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Следу­ет помнить, что необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со ста­рым, уже известным, и выстраивать текст в соответствии с логикой изложения. Таким образом, конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной цело­стностью.

<...> конспектирование было важной частью человеческой истории и научного раз­вития. Древние греки вели личные записи на важные темы. В эпоху Возрождения и раннего Нового времени студенты учились делать заметки в школах, академиях и уни­верситетах, часто создавая красивые тома, которые служили справочниками после окончания учёбы.

 


Задача 7#113283

По современным представлениям, Вселенная появилась около 13,7 млрд лет назад из некоторого начального сингулярного состояния и с тех пор непрерывно расширяется и охлаждается. Наиболее ранним моментом, допускающим описание в рамках совре­менной физики, считается момент Планковской эпохи с температурой примерно 1032 К (Планковская температура) и плотностью около 1093 г/смi (Планковская плотность). Ранняя Вселенная представляла собой высокооднородную и изотропную[1] среду с не­обычайно высокой плотностью энергии, температурой и давлением. В результате рас­ширения и охлаждения во Вселенной произошли фазовые переходы, аналогичные кон­денсации жидкости из газа, но применительно к элементарным частицам.

В период времени от нуля до 1040 секунд после Большого взрыва происходили про­цессы рождения Вселенной из сингулярности[2]. Считается, <...> при этом температура и плотность вещества Вселенной были близки к планковским значениям. Законченная физическая теория этого этапа отсутствует. По окончании этого этапа гравитационное взаимодействие отделилось от прочих, и наступила Эпоха Великого объединения.

Приблизительно через 1042 секунд после момента Большого взрыва фазовый пере­ход вызвал экспоненциальное[3] расширение Вселенной. Данный период получил назва­ние Космической инфляции и завершился через 1036 секунд после момента Большого взрыва.

После окончания этого периода строительный материал Вселенной представлял со­бой кварк-глюонную[4] плазму. По прошествии некоторого времени температура упала до значений, при которых стал возможен следующий фазовый переход, называемый бариогенезисом. На этом этапе кварки[5] и глюоны[6] объединились в барионы[7], такие как протоны и нейтроны.

 

(По материалам Интернета)

 

[1] Обладающий физическими свойствами, которые остаются неизменными независимо от направления их из­мерения.

[2] Состояние Вселенной в определённый момент времени в прошлом, когда плотность энергии материи и кри­визна пространства-времени были очень высоки или даже бесконечны.

[3] Возрастание величины, когда скорость роста пропорциональна значению самой величины.

[4] Агрегатное состояние вещества в физике высоких энергий и элементарных частиц, при котором адронное вещество переходит в состояние, аналогичное состоянию, в котором находятся электроны и ионы в обычной плазме.

[5] Общее название шести частиц и их античастиц (антикварков), которые составляют группу особых элемен­тарных частиц – адронов.

[6] Разновидность элементарных частиц.

[7] Семейство тяжёлых элементарных частиц (например: протон, нейтрон и др.).

 


Задача 6#113279

Познавательный интерес – явление многостороннее, поэтому на процессы обуче­ния и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно <...> аспекты, которые смогут при­влечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизироваться их мышление. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не всё, а только то, что яв­ляется для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме. Познаватель­ный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собой своеобразный внутренний процесс самóй личности, затрагивающий наиболее значительные её стороны. Школьника могут привлекать такие стороны обу­чения, которые связаны с особенно яркими фактами, эффектными опытами, с обаяни­ем личности учителя.

Ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной влияния на школьника, понимать его лишь как средство обучения неосмотрительно. Познаватель­ный интерес как средство обучения становится надёжным только тогда, когда исполь­зуется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии ученика, открывающего его перспективы.

 


Задача 5#113276

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества <...> пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхож­дения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринад­лежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочте­ний, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обу­словлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социаль­ной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в по­рядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных за­дач внутренней и внешней политики государства.

Лица, считающиечто они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе об­ратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении матери­ального вреда и компенсации морального вреда.

 


В 60-70-е годы было принято ехать в Сибирь на стройки коммунизма, в 90-е – распродавать за копейки воронью эти стройки. А народ оставался в стране, которая переходила на положение служанки и содержанки, в стране, которая отказывалась обеспечивать его работой. Вот и спрашивайте с него после этого мораль.

Суть нашего характера – суть географических условийМаксимализм нашей ду­ши – от неоглядных просторов, испытующих желания и волю: нам или всё, или ниче­го, на половину мы не согласны. Оборотная сторона всякой положительной черты – вероятно, от резкой смены климата, а отсюда – нередко затраченного впустую труда. Наша порывистость – от необходимости успеть, уложиться в короткие сроки. У нас и сама природа порывиста: рассветает за день, блекнет за ночь. Завтрашний день у нас постоянно был ненадёжен. За четыре века Киевская Русь 250 раз отражала внешние нашествия, за последующие пятьсот лет она провела в войнах почти триста. Ещё и в конце XVIII века на азиатских рынках торговали русскими невольниками. Занимая большие площади в Европе и Азии, мы не Европа и не Азия. Вторая раздвоенность – психическая, между святостью и стихией, между небом и землёй. Третья: мы не рож­дены для материального порядка вещей, но и не утвердили духовный.

Но <...> мы так порочны, так нравственно безобразны, настолько не годны для со­седства и дружбы, отчего ж тогда десятки и сотни умнейших людей Европы искали утешение и видели надежду в России? Почему душу, хоть и загадочную, ищут здесь? Не потому ли, что, несмотря на все свои недостатки, отвечает российский человек главному замыслу вообще о человеке?

Один лесковский герой так и говорит: «А ты не грусти. Чужие земли похвалой сто­ят, а наша и хайкой крепка будет».

 


Задача 3#113267

В строении всякого текста можно выделить такие три уровня, на которых распола­гаются все особенности его содержания и формы. Это выделение и разделение трёх уровней было предложено в своё время московским формалистом Б.И. Ярхо. Здесь его система пересказывается с некоторыми уточнениями. Попробуем применить её для анализа стихотворения А.С. Пушкина «Снова тучи надо мною».

Итак, первый, верхний уровень – идейно-образный. В нём два подуровня: во-первых, идеи и эмоции (например, идеи: «жизненные бури нужно встречать мужест­венно» <...> «любовь придаёт сил»; а эмоции – «тревога» и «нежность»); во-вторых, образы и мотивы (например, «тучи» – образ, «собралися» – мотив).

Второй уровень, средний, – стилистический. В нём тоже два подуровня: во-первых, лексика, т.е. слова, рассматриваемые порознь (и прежде всего – слова в пе­реносных значениях, «тропы»); во-вторых, синтаксис, т.е. слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении.

Третий уровень, нижний, – фонический, звуковой. Это, во-первых, явления сти­ха – метрика, ритмика, рифма, строфика; а во-вторых, явления собственно фоники, звукописи – аллитерации, ассонансы. Как эти подуровни, так и все остальные можно детализировать ещё более дробно.

 


Задача 2#113263

Аграфия – это грубая дезорганизация письменной речи, приводящая к невозмож­ности реализации акта письма. Сопровождается распадом графического образа звука, грубыми аграмматизмами, неспособностью писать спонтанно, под диктовку или само­стоятельно, списывать текст. Диагностика включает неврологический осмотр, прове­дение инструментальных исследований, нейропсихологического и логопедического тестирования. Коррекция аграфии проводится логопедическими средствами на фоне лекарственной терапии, физиотерапевтического лечения.

Термин «аграфия» ввёл в начале XX в. британский окулист Д. Гиншельвуд, пред­ставивший в качестве примеров случаи расстройства письменной речи у детей с интел­лектуальной нормой. В настоящее время в практической логопедии принято выделять частичное нарушение письма – дисграфию и полную потерю навыка – аграфию. Гру­бое нарушение письма редко бывает изолированным расстройством. Как правило, оно выступает частью симптомокомплекса, включающего распад устной речи – афазию, а также чтения – алексию.

Причиной расстройств письменной речи выступает повреждение определённых об­ластей головного мозга, участвующих в обеспечении акта письма. <...> устной речи, которая формируется по подражанию, письмо развивается позже в процессе обучения. В его осуществлении задействованы речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный анализаторы. Письмо реализуется при участии нижнелобной, височной, нижнетеменной, затылочной коры левого полушария головного мозга. Поражение лю­бой из этих областей приводит к выпадению определённого звена письменной опера­ции, и полноценное письмо становится невозможным.


Задача 1#20485

(1)В качестве основы здорового образа жизни спорт просто незаменим: упражнения помогают усилить кровообращение, увеличить подвижность суставов, стимулируют выработку определённых гормонов, улучшают общее состояние организма человека. (2)Спорт не только оздоравливает, он <...> способствует формированию красивой внешности, а радость от созерцания отражения в зеркале, удовольствие, которое люди получают, глядя на обновлённую версию себя, только поддерживают их стремление соблюдать правильный образ жизни. (3)Наконец, без физической активности невозможно говорить о самосовершенствовании, поскольку неспортивный человек зачастую меланхоличен, склонен прощать себе мелкие слабости: у него отсутствует привычка нагружать мышцы, преодолевать себя, он легко нарушает основные принципы здорового образа жизни из-за отсутствия самодисциплины.

 


Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

 



1-20 21-22