menu
Задания: 11
База заданий: 1-11


Задача 10#113298

Часто сталкиваешься с обвинениями Брюсова в продаже пера советской властиА я скажу, что из всех перешедших или перешедших пóлу, Брюсов, может быть, единственный не предал и не продал. Место Брюсова – именно в СССР.

Какой строй и какое миросозерцание могли более соответствовать этому герою тру­да и воли, нежели миросозерцание, волю краеугольным камнем своим поставившее, и строй, не только бросивший – в гимне – лозунг: «Владыкой мира станет труд», но как Бонапарт – орден героев чести, основавший орден героев труда.

Брюсов в мире останется, но не как поэт, а как герой поэмы. Так же как Сальери остался – творческой волей Пушкина. На Брюсове не будут учиться писать стихи (есть лучшие источники, чем – хотя бы даже Пушкин! Вся мировая, ещё не подслушанная, подслушанной быть долженствующая, музыка), на нём будут учиться хотеть – че­го? – без определения объекта: всего. И, может быть, меньше всего – писать стихи.

Брюсов в хрестоматии войдёт, но не в отдел «Лирика» – в отдел, и такой в совет­ских хрестоматиях будет: «Воля». В этом отделе (пролагателей, преодолевателей, превозмогателей) имя его, среди русских имён, хочу верить, встанет одним из первых.

И не успокоится моё несправедливое, но жаждущее справедливости сердце, <...> в Москве, на самой видной её площади, не встанет – в граните – в нечеловеческий рост – изваяние:

ГЕРОЮ ТРУДА

СССР.

 

№2. Задания по маленькому тексту | Просмотров: 10 | Дата: 22.05.2025 | Комментарии (0)

Задача 10#113298

Часто сталкиваешься с обвинениями Брюсова в продаже пера советской властиА я скажу, что из всех перешедших или перешедших пóлу, Брюсов, может быть, единственный не предал и не продал. Место Брюсова – именно в СССР.

Какой строй и какое миросозерцание могли более соответствовать этому герою тру­да и воли, нежели миросозерцание, волю краеугольным камнем своим поставившее, и строй, не только бросивший – в гимне – лозунг: «Владыкой мира станет труд», но как Бонапарт – орден героев чести, основавший орден героев труда.

Брюсов в мире останется, но не как поэт, а как герой поэмы. Так же как Сальери остался – творческой волей Пушкина. На Брюсове не будут учиться писать стихи (есть лучшие источники, чем – хотя бы даже Пушкин! Вся мировая, ещё не подслушанная, подслушанной быть долженствующая, музыка), на нём будут учиться хотеть – че­го? – без определения объекта: всего. И, может быть, меньше всего – писать стихи.

Брюсов в хрестоматии войдёт, но не в отдел «Лирика» – в отдел, и такой в совет­ских хрестоматиях будет: «Воля». В этом отделе (пролагателей, преодолевателей, превозмогателей) имя его, среди русских имён, хочу верить, встанет одним из первых.

И не успокоится моё несправедливое, но жаждущее справедливости сердце, <...> в Москве, на самой видной её площади, не встанет – в граните – в нечеловеческий рост – изваяние:

ГЕРОЮ ТРУДА

СССР.

 


1) ВИД. Внешность, видимый облик; состояние. Внешний в. человека. Здоровый в. С ви­дом знатока. На в. или с виду ему мало лет. В исправленном виде.  — не подходит (в определении имеется в виду наружность, в тексте же речь о большой однородной группе; подходит значение «Разновидность, тип. Новый в. спорта. Виды городского транспорта»)

2) ЦЕННЫЙ. перен. Важный, нужный. Ценное открытие. Ценное исследование. Ц. специалист. Ценное предложение. — подходит (пример из текста («обобщает наиболее цен­ную информацию…») и примеры из определения схожи; речь действительно о чём-то значимом, играющем большую роль)

3) ВОССТАНОВИТЬ. кого. Вернуть в прежнее общественное, служебное положение. В. в должности. В. в правах.  — не подходит (в определении говорится о возвращении какого-то статуса; в тексте же речь о воспроизведении информации; подходит значение «Установить, вновь представить что-л. забытое; воспроизвести. В. в памяти все встречи с этим человеком»)

4) ОБЛАДАТЬ. кем, чем. Иметь в собственности, в наличии или в числе своих свойств. О. источником сырья. О. талантом. Янтарь обладает способностью крошиться при обработке. — подходит (пример из текста («…обладать содержательной, смысловой и структурной цело­стностью») и примеры из определения схожи; речь действительно о том, чем конспект наделён)

5) ИСТОРИЯ. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Все­мирная (всеобщая) и. И. Средних веков.  — не подходит (в определении говорится о науках, в тексте же речь не о них; подходит наиболее общее значение «Действительность в процессе развития. Законы истории»)

Ответ: 24


Задача 8#113289

Конспект (в переводе с латыни «обзор») – это особый вид вторичного текста, в ос­нове которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащей­ся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее цен­ную информацию. Выделение главной мысли – одна из основ умственной культуры при работе с текстом. «Отбирать полезнейшее, — писал великий чешский педагог XVII века Ян Амос Коменский, — дело такой важности, что немыслим толковый чита­тель без умения отбирать. Поистине только это держит ум в напряжении... Не пожелать выделить из книги ничего – значит всё пропустить».

Конспектирование – процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспекти­ровании происходит свёртывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись, позволяющая конспектирующему немедленно или че­рез некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Следу­ет помнить, что необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со ста­рым, уже известным, и выстраивать текст в соответствии с логикой изложения. Таким образом, конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной цело­стностью.

<...> конспектирование было важной частью человеческой истории и научного раз­вития. Древние греки вели личные записи на важные темы. В эпоху Возрождения и раннего Нового времени студенты учились делать заметки в школах, академиях и уни­верситетах, часто создавая красивые тома, которые служили справочниками после окончания учёбы.

 

 

 


Задача 6#113281

Познавательный интерес – явление многостороннее, поэтому на процессы обуче­ния и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно <...> аспекты, которые смогут при­влечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизироваться их мышление. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не всё, а только то, что яв­ляется для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме. Познаватель­ный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собой своеобразный внутренний процесс самóй личности, затрагивающий наиболее значительные её стороны. Школьника могут привлекать такие стороны обу­чения, которые связаны с особенно яркими фактами, эффектными опытами, с обаяни­ем личности учителя.

Ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной влияния на школьника, понимать его лишь как средство обучения неосмотрительно. Познаватель­ный интерес как средство обучения становится надёжным только тогда, когда исполь­зуется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии ученика, открывающего его перспективы.

 


Задача 6#113281

Познавательный интерес – явление многостороннее, поэтому на процессы обуче­ния и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно <...> аспекты, которые смогут при­влечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизироваться их мышление. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не всё, а только то, что яв­ляется для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме. Познаватель­ный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собой своеобразный внутренний процесс самóй личности, затрагивающий наиболее значительные её стороны. Школьника могут привлекать такие стороны обу­чения, которые связаны с особенно яркими фактами, эффектными опытами, с обаяни­ем личности учителя.

Ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной влияния на школьника, понимать его лишь как средство обучения неосмотрительно. Познаватель­ный интерес как средство обучения становится надёжным только тогда, когда исполь­зуется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии ученика, открывающего его перспективы.

 


Задача 5#113277

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества <...> пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхож­дения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринад­лежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочте­ний, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обу­словлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социаль­ной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в по­рядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных за­дач внутренней и внешней политики государства.

Лица, считающиечто они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе об­ратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении матери­ального вреда и компенсации морального вреда.


Задача 4#113274

В 60-70-е годы было принято ехать в Сибирь на стройки коммунизма, в 90-е – распродавать за копейки воронью эти стройки. А народ оставался в стране, которая переходила на положение служанки и содержанки, в стране, которая отказывалась обеспечивать его работой. Вот и спрашивайте с него после этого мораль.

Суть нашего характера – суть географических условийМаксимализм нашей ду­ши – от неоглядных просторов, испытующих желания и волю: нам или всё, или ниче­го, на половину мы не согласны. Оборотная сторона всякой положительной черты – вероятно, от резкой смены климата, а отсюда – нередко затраченного впустую труда. Наша порывистость – от необходимости успеть, уложиться в короткие сроки. У нас и сама природа порывиста: рассветает за день, блекнет за ночь. Завтрашний день у нас постоянно был ненадёжен. За четыре века Киевская Русь 250 раз отражала внешние нашествия, за последующие пятьсот лет она провела в войнах почти триста. Ещё и в конце XVIII века на азиатских рынках торговали русскими невольниками. Занимая большие площади в Европе и Азии, мы не Европа и не Азия. Вторая раздвоенность – психическая, между святостью и стихией, между небом и землёй. Третья: мы не рож­дены для материального порядка вещей, но и не утвердили духовный.

Но <...> мы так порочны, так нравственно безобразны, настолько не годны для со­седства и дружбы, отчего ж тогда десятки и сотни умнейших людей Европы искали утешение и видели надежду в России? Почему душу, хоть и загадочную, ищут здесь? Не потому ли, что, несмотря на все свои недостатки, отвечает российский человек главному замыслу вообще о человеке?

Один лесковский герой так и говорит: «А ты не грусти. Чужие земли похвалой сто­ят, а наша и хайкой крепка будет».


Задача 3#113269

В строении всякого текста можно выделить такие три уровня, на которых распола­гаются все особенности его содержания и формы. Это выделение и разделение трёх уровней было предложено в своё время московским формалистом Б.И. Ярхо. Здесь его система пересказывается с некоторыми уточнениями. Попробуем применить её для анализа стихотворения А.С. Пушкина «Снова тучи надо мною».

Итак, первый, верхний уровень – идейно-образный. В нём два подуровня: во-первых, идеи и эмоции (например, идеи: «жизненные бури нужно встречать мужест­венно» <...> «любовь придаёт сил»; а эмоции – «тревога» и «нежность»); во-вторых, образы и мотивы (например, «тучи» – образ, «собралися» – мотив).

Второй уровень, средний, – стилистический. В нём тоже два подуровня: во-первых, лексика, т.е. слова, рассматриваемые порознь (и прежде всего – слова в пе­реносных значениях, «тропы»); во-вторых, синтаксис, т.е. слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении.

Третий уровень, нижний, – фонический, звуковой. Это, во-первых, явления сти­ха – метрика, ритмика, рифма, строфика; а во-вторых, явления собственно фоники, звукописи – аллитерации, ассонансы. Как эти подуровни, так и все остальные можно детализировать ещё более дробно.

1) СОДЕРЖАНИЕ. Перечень разделов в начале или в конце книги, оглавление. С. в конце книги. 

2) ФОРМАЛИСТ. Последователь формализма – направления в искусстве, эстетике и других гуманитарных науках, придающего первенствующее значение форме, внеш­нему выражению. Писатель-ф. Художник-ф.

3) СРЕДНИЙ. То же, что посредственный: среднего качества, заурядный. С. ученик.

4) РАССМАТРИВАТЬ. Разбирать, обдумывать, обсуждать. Р. вопрос. Тщательно р. все данные.

5) УРОВЕНЬ. Подразделение чего-нибудь целого, получаемое при его расчленении. Уровни языка. Уровни энергии (спец.).

(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)


Задача 2#113265

Аграфия – это грубая дезорганизация письменной речи, приводящая к невозмож­ности реализации акта письма. Сопровождается распадом графического образа звука, грубыми аграмматизмами, неспособностью писать спонтанно, под диктовку или само­стоятельно, списывать текст. Диагностика включает неврологический осмотр, прове­дение инструментальных исследований, нейропсихологического и логопедического тестирования. Коррекция аграфии проводится логопедическими средствами на фоне лекарственной терапии, физиотерапевтического лечения.

Термин «аграфия» ввёл в начале XX в. британский окулист Д. Гиншельвуд, пред­ставивший в качестве примеров случаи расстройства письменной речи у детей с интел­лектуальной нормой. В настоящее время в практической логопедии принято выделять частичное нарушение письма – дисграфию и полную потерю навыка – аграфию. Гру­бое нарушение письма редко бывает изолированным расстройством. Как правило, оно выступает частью симптомокомплекса, включающего распад устной речи – афазию, а также чтения – алексию.

Причиной расстройств письменной речи выступает повреждение определённых об­ластей головного мозга, участвующих в обеспечении акта письма. <...> устной речи, которая формируется по подражанию, письмо развивается позже в процессе обучения. В его осуществлении задействованы речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный анализаторы. Письмо реализуется при участии нижнелобной, височной, нижнетеменной, затылочной коры левого полушария головного мозга. Поражение лю­бой из этих областей приводит к выпадению определённого звена письменной опера­ции, и полноценное письмо становится невозможным.


(Медицинский справочник болезней)


В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значе­ние выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера от­ветов.

 

1) ГРУБЫЙ. Жёсткий, негладкий, шероховатый. Грубая кожа. Грубые руки (загрубе­лые).

2) РАССТРОЙСТВО. Заболевание, нарушающее нормальные функции какого-нибудь органа, деятельность организма. Р. желудка. Нервное р. Р. сознания.

3) ВЫСТУПАТЬ. Выдаваться вперёд. Здание выступает углом в переулок.

4) ФОРМИРОВАТЬСЯ. Слагаться, приобретать законченность. Характер формируется в молодости.

5) КОРА. У древесных растений: наружная многослойная ткань ствола, стебля и корня. Сосновая к. К. берёзы.

(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)


Задача 1#113261

В театр имени Моссовета зрители ходили «на Марецкую». И всё-таки мировую известность актрисе принёс кинематограф.

В 1938 году режиссёры А. Зархи и И. Хейфец приступили к съёмкам картины «Член правительства». На главную роль претендовал целый ряд известных актрис, но в этом труднейшем конкурсе победила Марецкая.

Образ Александры Соколовой, <…> предстояло создать Марецкой, был новым и необычным не только для актрисы, но и для всего советского кино. Это была женщина некрасовского типа. Чтобы сыграть такой характер в кино, одного только таланта, одной техники, даже самой виртуозной, было недостаточно. Вера Петровна понимала, что без глубокого изучения деревенской жизни, крестьянского быта создать на экране полноценный образ нельзя. И во время съёмок, которые проходили в деревне Судимирке Калининской области, Марецкая поселилась в крестьянской избе и прожила там несколько месяцев. Зорким профессиональным взглядом она примечала жесты и повадки своих прототипов-крестьянок, их речевые особенности. Она распоряжалась в поле, скакала на коне, ругалась с лодырями, мыла пол в правлении, плясала на колхозной свадьбе… Всё это помогло ей уйти от штампов, ложного пафоса, создать на экране правдивый, убедительный образ, вершиной которого явился монолог героини в финале с трибуны зала заседаний Верховного Совета: «…и вот стою я перед вами, простая русская баба…»

Успех картины во многом предопределила талантливая игра Марецкой.

 

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

 

1) КАРТИНА. Произведение живописи. Картины русских художников. Развесить картины.

2) ТИП. Образ, содержащий характерные, обобщённые черты какой-нибудь группы людей. Гоголевские типы в русской литературе.

3) ТЕХНИКА. Круг наук, связанных с изучением и созданием средств производств, орудий труда. Работники науки и техники. История отечественной техники.

4) ШТАМП. То же, что трафарет (перен.): нечто избитое, привычный образец, которому следуют без размышления. Мыслить штампами. Речевой ш.

5) ТРИБУНА. Возвышение для оратора. Произносить речь с трибуны.

(Взято из сборника Дощинского-2025, 50 вар.)