Задача 12#113308 И.А. Бунин продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях даёт образец благородства и простоты. Автор не нуждается в «свободном стихе», он чувствует себя привольно, ему не тесно во всех этих ямбах и хореях, которые нам завещало доброе старое время. Он принял наследство. Он не заботится о новых формах, так как ещё далеко не исчерпано прежнее; и дорого в Бунине то, что он только поэт. Он не теоретизирует, не причисляет себя сам ни к какой школе, не создаёт особую теорию словесности – он просто пишет прекрасные стихи. И пишет <...> тогда, когда у него есть что сказать и когда сказать хочется. За его стихотворениями чувствуется ещё нечто другое, нечто большее – он сам. Его строки – испытанного старинного чекана; его почерк – самый чёткий в современной литературе; его рисунок – сжатый и сосредоточенный. Бунин черпает из невозмущённого Кастальского ключа – источника вдохновения с горы Парнас. И с внутренней, и с внешней стороны его лучшие стихи как раз вовремя уклоняются от прозы (иногда он уклониться не успевает); скорее он прозу делает поэтичной, скорее он её побеждает и претворяет в стихи, чем творит стихи как нечто от неё отличное и особое. У него стих как бы потерял свою самостоятельность, свою оторванность от обыденной речи, но через это не опошлился. Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни высокому. Из житейской будничности он извлекает красоту и умеет находить новые признаки старых предметов.
(По Ю.И. Айхенвальду) Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Автор использует тематическую группу слов, отражающих проблематику текста (поэзии, стихи, о новых формах). 2) Наряду с терминами (ямбах, хореях, в свободном стихе) в тексте используются эпитеты («в... чистых и строгих очертаниях»; «доброе старое время»), что позволяет автору сочетать в рассуждении логические доводы и эмоциональность. 3) Показывая особое положение И.А. Бунина в литературе, Ю.И. Айхенвальд строит текст на метафорах (Он принял наследство... Бунин черпает из невозмущённого Кастальского ключа...), анафоре (Он не заботится о новых формах... Он не теоретизирует...), синтаксическом параллелизме (Его строки – испытанного старинного чекана; его почерк – самый чёткий в современной литературе; его рисунок – сжатый и сосредоточенный), что позволяет автору фрагмента выразить эмоциональный настрой и передать его читателю. 4) Синтаксические средства: обособленные определения, вводные слова, односоставные предложения – призваны передать движение мысли автора фрагмента. 5) Текст относится к официально-деловому стилю, поскольку автор стремится сообщить читателю инструкцию, как надо читать произведения И.А. Бунина.
|
Задача 11#113303 Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: <...> грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?.. Однако пора. Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается всё водяное общество. Спустившись в середину города, я пошёл бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору; то были большею частию семейства степных помещиков; об этом можно было тотчас догадаться по истёртым, старомодным сюртукам мужей и по изысканным нарядам жён и дочерей.
(По М.Ю. Лермонтову) Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Присущие тексту стилевые черты: неподготовленность общения, эмоциональность, прерывистость, которые проявляются в том числе в использовании эмоциональных междометий, – позволяют отнести текст к разговорной речи. 2) Ведущий функционально-смысловой тип речи текста – описание места: рассказчик знакомит читателей с новым для себя городом. 3) В последнем абзаце текста содержится причина того, о чём сообщается в первом (1) абзаце. 4) Рассказчик не только описывает кавказскую природу, но и выражает своё отношение к ней, что проявляется в использовании эпитетов («в скромном палисаднике»; «чистенький, новенький городок»; «отрадное чувство»; «печальных групп»), метафор и олицетворений (ветки цветущих черешен смотрят; тянется серебряная цепь снеговых вершин; чувство разлито), сравнений (Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка; амфитеатром громоздятся горы; воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка). 5) Зримость, конкретность художественных образов помогают передать синтаксические средства: неполные предложения, обращения, сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия и следствия.
|
Задача 10#113299 Часто сталкиваешься с обвинениями Брюсова в продаже пера советской власти. А я скажу, что из всех перешедших или перешедших пóлу, Брюсов, может быть, единственный не предал и не продал. Место Брюсова – именно в СССР. Какой строй и какое миросозерцание могли более соответствовать этому герою труда и воли, нежели миросозерцание, волю краеугольным камнем своим поставившее, и строй, не только бросивший – в гимне – лозунг: «Владыкой мира станет труд», но как Бонапарт – орден героев чести, основавший орден героев труда. Брюсов в мире останется, но не как поэт, а как герой поэмы. Так же как Сальери остался – творческой волей Пушкина. На Брюсове не будут учиться писать стихи (есть лучшие источники, чем – хотя бы даже Пушкин! Вся мировая, ещё не подслушанная, подслушанной быть долженствующая, музыка), на нём будут учиться хотеть – чего? – без определения объекта: всего. И, может быть, меньше всего – писать стихи. Брюсов в хрестоматии войдёт, но не в отдел «Лирика» – в отдел, и такой в советских хрестоматиях будет: «Воля». В этом отделе (пролагателей, преодолевателей, превозмогателей) имя его, среди русских имён, хочу верить, встанет одним из первых. И не успокоится моё несправедливое, но жаждущее справедливости сердце, <...> в Москве, на самой видной её площади, не встанет – в граните – в нечеловеческий рост – изваяние: ГЕРОЮ ТРУДА СССР.
(По М.И. Цветаевой) Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) М.И. Цветаева в своей поэме о В.Я. Брюсове восхищается им прежде всего как тонким лириком и утверждает, что на примере его творчества будут учиться писать стихи. 2) Второй (2) абзац текста подтверждает тезис, высказанный в первом (1) абзаце. 3) Текст относится к публицистическому стилю; задача автора не только охарактеризовать личность В.Я. Брюсова, но и дать оценку поэту, убедить читателей в том, что В.Я. Брюсов не столько поэт, сколько труженик. 4) Экспрессивность, свойственная публицистике М.И. Цветаевой, проявляется в тексте разнообразно, в том числе в использовании индивидуально-авторских неологизмов (преодолевателей, превозмогателей), вводных и вставных конструкций, инверсий, тире в особой стилистической функции (для членения фразы на части, подчёркивания отдельных фрагментов текста). 5) Для текста характерно использование наряду с общеупотребительной лексикой научной терминологии (миросозерцание, поэмы, стихи, музыка, хрестоматиях).
|
Задача 9#113296 Два господина сидели в небрежно убранной квартире в Петербурге, на одной из больших улиц. Одному было около тридцати пяти, а другому около сорока пяти лет. Первый был Борис Павлович Райский, второй – Иван Иванович Аянов. У Бориса Павловича была живая, чрезвычайно подвижная физиономия. С первого взгляда он казался моложе своих лет: большой белый лоб блистал свежестью, глаза менялись, то загорались мыслию, чувством, весёлостью, то задумывались мечтательно, и тогда казались молодыми, почти юношескими. Иногда же смотрели они зрело, устало, скучно и обличали возраст своего хозяина. Около глаз собирались даже три лёгкие морщины, эти неизгладимые знаки времени и опыта. Гладкие чёрные волосы падали на затылок и на уши, а в висках серебрилось несколько белых волос. Щёки, так же как и лоб, около глаз и рта сохранили ещё молодые цвета, но у висков и около подбородка цвет был изжелта-смугловатый. Вообще легко можно было угадать по лицу ту пору жизни, когда совершилась уже борьба молодости со зрелостью, когда человек перешёл на вторую половину жизни, когда каждый прожитой опыт, чувство, болезнь оставляют след. <...> рот его сохранял, в неуловимой игре тонких губ и в улыбке, молодое, свежее, иногда почти детское выражение.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Строгая логичность, нейтральность, подчёркнутая использованием канцелярских оборотов, в том числе глагольно-именных конструкций, которые можно заменить на глаголы (была живая, казался моложе, блистал свежестью), позволяют отнести текст к сфере официального общения. 2) Использование глаголов несовершенного вида в прошедшем времени (сидели, было, казался, блистал, менялись, загорались, задумывались, смотрели) подчёркивает одновременность существования перечисляемых в тексте признаков, статичность изображаемого. 3) Ведущий функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение. 4) Текст написан языком художественной литературы, потому что цель автора текста – создание портрета героя, что подчёркивается использованием слов не только в информативной, но и в оценочной функции, в том числе эпитетов («небрежно убранной»; «чрезвычайно подвижная»; «смотрели они зрело, устало, скучно»; «лёгкие морщины»; «молодые цвета») и метафор (лоб блистал свежестью; глаза <...> загорались мыслию, чувством, весёлостью; совершилась уже борьба молодости со зрелостью). 5) Синтаксис текста характеризуется использованием обособленных определений и приложений, помогающих автору описать героя, а также вводных слов и конструкций, подчёркивающих последовательность изложения мысли.
|
Задача 8#113291 Конспект (в переводе с латыни «обзор») – это особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию. Выделение главной мысли – одна из основ умственной культуры при работе с текстом. «Отбирать полезнейшее, — писал великий чешский педагог XVII века Ян Амос Коменский, — дело такой важности, что немыслим толковый читатель без умения отбирать. Поистине только это держит ум в напряжении... Не пожелать выделить из книги ничего – значит всё пропустить». Конспектирование – процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свёртывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Следует помнить, что необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным, и выстраивать текст в соответствии с логикой изложения. Таким образом, конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. <...> конспектирование было важной частью человеческой истории и научного развития. Древние греки вели личные записи на важные темы. В эпоху Возрождения и раннего Нового времени студенты учились делать заметки в школах, академиях и университетах, часто создавая красивые тома, которые служили справочниками после окончания учёбы.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст ориентирован исключительно на специалистов в узкой научной сфере, поэтому характеризуется сложностью, обилием терминов (вторичного текста, конспект, конспектирование, компрессия... текста, смысловой... цельностью), непонятных широкому кругу читателей. 2) В тексте используется заимствованная лексика (конспект, фиксации, компрессия, академиях, университетах), что является характерной чертой научного стиля. 3) Характерной чертой текста является использование отглагольных существительных (переработка, умения, фиксации, свёртывание, запись), придающих сообщаемой информации объективность. 4) Употребление в тексте форм глагола настоящего времени (выявляет, систематизирует, обобщает, происходит) характеризует описываемые события как происходящие в момент речи. 5) Логическое, последовательное, чёткое и достаточно полное изложение информации достигается на синтаксическом уровне благодаря использованию обособленных и необособленных согласованных распространённых определений (воспринимаемого на слух; позволяющая конспектирующему...), сложноподчинённых предложений с придаточным определительным в первом (1) и третьем (3) абзацах текста, вводного слова (таким образом) во втором (2) абзаце текста.
|
Задача 7#113286 По современным представлениям, Вселенная появилась около 13,7 млрд лет назад из некоторого начального сингулярного состояния и с тех пор непрерывно расширяется и охлаждается. Наиболее ранним моментом, допускающим описание в рамках современной физики, считается момент Планковской эпохи с температурой примерно 1032 К (Планковская температура) и плотностью около 1093 г/смi (Планковская плотность). Ранняя Вселенная представляла собой высокооднородную и изотропную[1] среду с необычайно высокой плотностью энергии, температурой и давлением. В результате расширения и охлаждения во Вселенной произошли фазовые переходы, аналогичные конденсации жидкости из газа, но применительно к элементарным частицам. В период времени от нуля до 1040 секунд после Большого взрыва происходили процессы рождения Вселенной из сингулярности[2]. Считается, <...> при этом температура и плотность вещества Вселенной были близки к планковским значениям. Законченная физическая теория этого этапа отсутствует. По окончании этого этапа гравитационное взаимодействие отделилось от прочих, и наступила Эпоха Великого объединения. Приблизительно через 1042 секунд после момента Большого взрыва фазовый переход вызвал экспоненциальное[3] расширение Вселенной. Данный период получил название Космической инфляции и завершился через 1036 секунд после момента Большого взрыва. После окончания этого периода строительный материал Вселенной представлял собой кварк-глюонную[4] плазму. По прошествии некоторого времени температура упала до значений, при которых стал возможен следующий фазовый переход, называемый бариогенезисом. На этом этапе кварки[5] и глюоны[6] объединились в барионы[7], такие как протоны и нейтроны.
(По материалам Интернета)
[1] Обладающий физическими свойствами, которые остаются неизменными независимо от направления их измерения. [2] Состояние Вселенной в определённый момент времени в прошлом, когда плотность энергии материи и кривизна пространства-времени были очень высоки или даже бесконечны. [3] Возрастание величины, когда скорость роста пропорциональна значению самой величины. [4] Агрегатное состояние вещества в физике высоких энергий и элементарных частиц, при котором адронное вещество переходит в состояние, аналогичное состоянию, в котором находятся электроны и ионы в обычной плазме. [5] Общее название шести частиц и их античастиц (антикварков), которые составляют группу особых элементарных частиц – адронов. [6] Разновидность элементарных частиц. [7] Семейство тяжёлых элементарных частиц (например: протон, нейтрон и др.). Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан в научном стиле; цель текста – описать основы теории Большого взрыва. 2) Композиция текста определяется хронологически последовательной сменой состояний ранних этапов развития Вселенной. 3) Текст включает большое количество терминов (сингулярного состояния, Планковской эпохи, Планковская температура, Планковская плотность, изотропную среду, конденсации, элементарным частицам и др.), числовые характеристики времени, температуры, плотности, благодаря чему реализуются такие характеристики текста, как точность и информативная насыщенность. 4) Преобладание в тексте бессоюзных сложных предложений и сложных предложений с разными видами связи между частями над другими видами сложных предложений связано с необходимостью компактно выразить сложную мысль. 5) Использование эпитетов («начального... состояния», «ранним моментом», «современной физики», «физическая теория») позволяет визуализировать начальные этапы развития Вселенной.
|
Задача 6#113282 Познавательный интерес – явление многостороннее, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно <...> аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизироваться их мышление. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не всё, а только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме. Познавательный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собой своеобразный внутренний процесс самóй личности, затрагивающий наиболее значительные её стороны. Школьника могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной влияния на школьника, понимать его лишь как средство обучения неосмотрительно. Познавательный интерес как средство обучения становится надёжным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии ученика, открывающего его перспективы.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст относится к официально-деловому стилю, так как, давая указания по обучению школьников, характеризуется строгостью выражения мысли, объективностью, логичностью, стандартизированностью изложения материала. 2) В тексте широко используется тематическая группа слов, связанная со школьным обучением и отражающая волнующие автора проблемы (процесс обучения, учитель, ученик), также встречаются термины (познавательный интерес, развивающее обучение). 3) В последнем предложении текста раскрывается тезис о необходимости использовать познавательный интерес наряду с другими средствами развивающего обучения. 4) Основные функции этого публицистического текста – эмоциональное воздействие на читателя и побуждение его к формированию у себя познавательного интереса. 5) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, так как изображаемые явления даются в хронологической последовательности.
|
Задача 5#113278 Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества <...> пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Тема текста – запрет дискриминации в сфере трудовых отношений. 2) Текст характеризуется использованием разговорной лексики (непринадлежности, нуждающихся, вправе) наряду с нейтральной (дискриминации, компенсации, трудоустройству) и книжной (задач, вреда). 3) Использованием отглагольных существительных (реализации, происхождения, отношения, убеждений, принадлежности, объединениям, установление, ограничение), глаголов настоящего времени во вневременном значении (являются, определяются) подчёркивается обобщённый характер излагаемых сведений. 4) В третьем (3) абзаце текста накладываются некоторые ограничения на положения, содержащиеся во втором (2) абзаце текста. 5) Текст характеризуется яркими признаками официально-делового стиля: эмоциональностью и субъективностью.
|
Задача 4#113275 В 60-70-е годы было принято ехать в Сибирь на стройки коммунизма, в 90-е – распродавать за копейки воронью эти стройки. А народ оставался в стране, которая переходила на положение служанки и содержанки, в стране, которая отказывалась обеспечивать его работой. Вот и спрашивайте с него после этого мораль. Суть нашего характера – суть географических условий. Максимализм нашей души – от неоглядных просторов, испытующих желания и волю: нам или всё, или ничего, на половину мы не согласны. Оборотная сторона всякой положительной черты – вероятно, от резкой смены климата, а отсюда – нередко затраченного впустую труда. Наша порывистость – от необходимости успеть, уложиться в короткие сроки. У нас и сама природа порывиста: рассветает за день, блекнет за ночь. Завтрашний день у нас постоянно был ненадёжен. За четыре века Киевская Русь 250 раз отражала внешние нашествия, за последующие пятьсот лет она провела в войнах почти триста. Ещё и в конце XVIII века на азиатских рынках торговали русскими невольниками. Занимая большие площади в Европе и Азии, мы не Европа и не Азия. Вторая раздвоенность – психическая, между святостью и стихией, между небом и землёй. Третья: мы не рождены для материального порядка вещей, но и не утвердили духовный. Но <...> мы так порочны, так нравственно безобразны, настолько не годны для соседства и дружбы, отчего ж тогда десятки и сотни умнейших людей Европы искали утешение и видели надежду в России? Почему душу, хоть и загадочную, ищут здесь? Не потому ли, что, несмотря на все свои недостатки, отвечает российский человек главному замыслу вообще о человеке? Один лесковский герой так и говорит: «А ты не грусти. Чужие земли похвалой стоят, а наша и хайкой крепка будет».
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан в научном стиле; цель автора – описать основные этапы отечественной истории. 2) Жанр текста – информационное сообщение о состоявшейся конференции, посвящённой развитию России в XX веке. 3) В тексте наряду с общеупотребительной лексикой используется разговорная (содержанки), сниженная (хайкой), книжная (испытующих), благодаря чему передаётся неравнодушное отношение автора к рассматриваемым вопросам. 4) Неполные предложения, встречающиеся во втором (2) абзаце текста, передают разговорную интонацию. 5) Риторические обращения, использованные в третьем (3) абзаце текста, позволяют привлечь внимание читателя к главным авторским высказываниям.
|
Задача 3#113270 В строении всякого текста можно выделить такие три уровня, на которых располагаются все особенности его содержания и формы. Это выделение и разделение трёх уровней было предложено в своё время московским формалистом Б.И. Ярхо. Здесь его система пересказывается с некоторыми уточнениями. Попробуем применить её для анализа стихотворения А.С. Пушкина «Снова тучи надо мною». Итак, первый, верхний уровень – идейно-образный. В нём два подуровня: во-первых, идеи и эмоции (например, идеи: «жизненные бури нужно встречать мужественно» <...> «любовь придаёт сил»; а эмоции – «тревога» и «нежность»); во-вторых, образы и мотивы (например, «тучи» – образ, «собралися» – мотив). Второй уровень, средний, – стилистический. В нём тоже два подуровня: во-первых, лексика, т.е. слова, рассматриваемые порознь (и прежде всего – слова в переносных значениях, «тропы»); во-вторых, синтаксис, т.е. слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении. Третий уровень, нижний, – фонический, звуковой. Это, во-первых, явления стиха – метрика, ритмика, рифма, строфика; а во-вторых, явления собственно фоники, звукописи – аллитерации, ассонансы. Как эти подуровни, так и все остальные можно детализировать ещё более дробно.
(По М.Л. Гаспарову) Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) В тексте используется тематическая группа слов, отражающая его проблематику (идейно-образный, стилистический, фонический и др.). 2) Задача автора этого публицистического текста – передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в важности чтения пушкинской лирики. 3) В первом (1) абзаце текста содержится тезис, который раскрывается в следующих абзацах. 4) Выразительность текста официально-делового стиля обеспечивается особыми средствами, среди которых – «стёршаяся» метафора (жизненные бури), олицетворение (любовь придаёт сил). 5) Текст относится к научному стилю, основные цели автора – сообщить научную информацию о трёх уровнях исследования текста и применить её для анализа стихотворения А.С. Пушкина «Снова тучи надо мною».
|
Задача 2#113266 Аграфия – это грубая дезорганизация письменной речи, приводящая к невозможности реализации акта письма. Сопровождается распадом графического образа звука, грубыми аграмматизмами, неспособностью писать спонтанно, под диктовку или самостоятельно, списывать текст. Диагностика включает неврологический осмотр, проведение инструментальных исследований, нейропсихологического и логопедического тестирования. Коррекция аграфии проводится логопедическими средствами на фоне лекарственной терапии, физиотерапевтического лечения. Термин «аграфия» ввёл в начале XX в. британский окулист Д. Гиншельвуд, представивший в качестве примеров случаи расстройства письменной речи у детей с интеллектуальной нормой. В настоящее время в практической логопедии принято выделять частичное нарушение письма – дисграфию и полную потерю навыка – аграфию. Грубое нарушение письма редко бывает изолированным расстройством. Как правило, оно выступает частью симптомокомплекса, включающего распад устной речи – афазию, а также чтения – алексию. Причиной расстройств письменной речи выступает повреждение определённых областей головного мозга, участвующих в обеспечении акта письма. <...> устной речи, которая формируется по подражанию, письмо развивается позже в процессе обучения. В его осуществлении задействованы речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный анализаторы. Письмо реализуется при участии нижнелобной, височной, нижнетеменной, затылочной коры левого полушария головного мозга. Поражение любой из этих областей приводит к выпадению определённого звена письменной операции, и полноценное письмо становится невозможным.
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст насыщен терминологической лексикой (списывать, британский, случаи, причиной, невозможным). 2) Характерные признаки книжной речи, проявляющиеся в тексте, – это конструкции с нанизыванием родительных падежей (реализации акта письма; графического образа звука; расстройств письменной речи), использование отглагольных существительных, в том числе образованных с помощью нулевого суффикса (бессуффиксным способом) (письма, распадом, осмотр, потерю), производных предлогов (на фоне, в качестве, в процессе). 3) В тексте отсутствуют личные местоимения 1-го и 2-го лица единственного числа, поскольку предъявляемая информация носит предельно обобщённо-отвлечённый характер. 4) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, а для изображения последовательной смены явлений действительности употребляются глаголы в форме несовершенного вида настоящего времени (выступает, формируется, развивается, реализуется, приводит). 5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как основные задачи автора – сообщить официальную информацию, дать чёткую инструкцию по исправлению расстройств письменной речи.
|
Задача 1#113262 В театр имени Моссовета зрители ходили «на Марецкую». И всё-таки мировую известность актрисе принёс кинематограф. В 1938 году режиссёры А. Зархи и И. Хейфец приступили к съёмкам картины «Член правительства». На главную роль претендовал целый ряд известных актрис, но в этом труднейшем конкурсе победила Марецкая. Образ Александры Соколовой, <…> предстояло создать Марецкой, был новым и необычным не только для актрисы, но и для всего советского кино. Это была женщина некрасовского типа. Чтобы сыграть такой характер в кино, одного только таланта, одной техники, даже самой виртуозной, было недостаточно. Вера Петровна понимала, что без глубокого изучения деревенской жизни, крестьянского быта создать на экране полноценный образ нельзя. И во время съёмок, которые проходили в деревне Судимирке Калининской области, Марецкая поселилась в крестьянской избе и прожила там несколько месяцев. Зорким профессиональным взглядом она примечала жесты и повадки своих прототипов-крестьянок, их речевые особенности. Она распоряжалась в поле, скакала на коне, ругалась с лодырями, мыла пол в правлении, плясала на колхозной свадьбе… Всё это помогло ей уйти от штампов, ложного пафоса, создать на экране правдивый, убедительный образ, вершиной которого явился монолог героини в финале с трибуны зала заседаний Верховного Совета: «…и вот стою я перед вами, простая русская баба…» Успех картины во многом предопределила талантливая игра Марецкой. (По Б. Сударову) Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст относится к научному стилю, так как основные задачи автора – точно и полно объяснить научные факты окружающей нас действительности и выявить закономерности между такими явлениями, как уход от штампов и создание художественного образа. 2) Характеризуя личность актрисы, автор текста использует как нейтральные слова (образ, особенности), так и разговорную и просторечную лексику (лодырями, баба). 3) Во втором (2) предложении текста содержится тезис, который раскрывается в последующих предложениях. 4) Цели данного публицистического текста – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в неординарности В.П. Марецкой. 5) Основной функционально-смысловой тип речи в тексте – описание, так как в нём перечисляются внешние признаки героини и отличительные особенности деревни, где происходит действие.
|
Задача 19#87955 Требования охраны труда во время работы 3.1. Врач-эпидемиолог обязан выполнять <…> ту работу, по которой прошёл обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ. 3.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц. Не допускать нахождения на рабочем месте посторонних лиц (в т.ч. и больных). 3.3. Работать только в исправной санитарной одежде, спецодежде и спецобуви и применять индивидуальные средства защиты. 3.4. Быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры. 3.5. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения медицинским инструментом, препаратами, отходами, материалами, документацией и прочими предметами. 3.6. При работе с медицинским оборудованием, инструментом соблюдать правила их эксплуатации в соответствии с инструкциями по охране труда и инструкциями по эксплуатации завода-изготовителя. 3.7. Следить за работой медицинского оборудования, состоянием инструмента, периодически проводить их визуальный профилактический осмотр.
(По материалам Интернета) Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) В тексте отсутствует эмоционально-окрашенная лексика, слова используются в прямом значении. 2) Логическое и последовательное изложение материала достигается за счёт использования простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых предложений. 3) Текст содержит слова определённой тематической группы (врач-эпидемиолог, препаратами, средства защиты и др.), отвлечённые существительные (обучение, инструктаж, выполнение и др.). 4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизацией речи. 5) Текст относится к научному стилю, так как основная цель текста – передача научных сведений об особенностях работы врача-эпидемиолога.
|
Задача 18#85956 Изморось поливала улицы и проспекты, тротуары и крыши Петербурга; низвергалась холодными струйками с жестяных жёлобов. Изморось поливала прохожих: награждала их гриппами; вместе с тонкою пылью дождя инфлуэнцы1 и гриппы заползали под приподнятый воротник: гимназиста, студента, чиновника, офицера, субъекта; и субъект (так сказать, обыватель) озирался тоскливо; и глядел на проспект стёрто-серым лицом; циркулировал он в бесконечность проспектов, преодолевал бесконечность, без всякого ропота – в бесконечном токе таких же, как он, – среди лёта, грохота, трепетанья, пролёток, слушая издали мелодичный голос автомобильных рулад2 и нарастающий гул жёлто-красных трамваев (гул, потом убывающий снова), в непрерывном окрике голосистых газетчиков. Из одной бесконечности убегал он в другую; и потом спотыкался о набережную; здесь приканчивалось всё: мелодичный глас автомобильной рулады, жёлто-красный трамвай и всевозможный субъект; здесь были край земли и конец бесконечности. А там-то, там-то: глубина, зеленоватая муть; издалёка-далека, будто дальше, чем следует, опустились испуганно и принизились острова; принизились земли; и принизились здания; казалось – опустятся воды, и хлынет на них в этот миг: глубина, зеленоватая муть; а над этою зеленоватою мутью в тумане гремел и дрожал, <…> куда убегая, чёрный, чёрный такой Николаевский Мост.
(По А. Белому)
1 Мед., устар. Острое простудное воспаление дыхательных путей. 2 Муз. Раскатистый и виртуозный пассаж в пении; исполненная в быстром темпе часть мелодии. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Во втором (2) абзаце текста содержится тезис, который подтверждается аргументами в последнем абзаце текста. 2) Ведущий функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение. 3) Писатель создаёт образ Петербурга как города, который стоит на границе миров (здесь были край земли и конец бесконечности), пытается обуздать хаос, старающийся вырваться из оков (казалось – опустятся воды, и хлынет на них в этот миг: глубина, зеленоватая муть…), и потому города, в котором человека подстерегают опасности. 4) Атмосфера неуюта, тревоги создаётся олицетворениями (изморось поливала прохожих: награждала их гриппами; инфлуэнцы и гриппы заползали под приподнятый воротник…), оксюмороном (конец бесконечности), нагнетается лексическим повтором (бесконечность в первом (1) абзаце текста, принизились в последнем абзаце текста). 5) Прямое обращение автора к читателям с целью предупредить их быть осторожными при посещении города (А там-то, там-то: глубина, зеленоватая муть) позволяет отнести текст к публицистическому стилю.
|
Задача 17#85144 Осенью лес молчит. В <…> пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек. Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору… Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулила ничего хорошего. Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман. Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(По В.М. Пескову) Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) В тексте наряду с общеупотребительной лексикой используются термины (костяной молоточек, сосне, история). 2) Автор активно использует глаголы движения (шёл, доставал, спрятался), что придаёт тексту динамичность. 3) Отношение автора к происходящему подчёркивают вводное слово (к сожалению), эпитеты («рабочая музыка»; «в безмолвном лесу»), часто встречающаяся инверсия (например: случилась история, к сожалению, очень нередкая; вышел лет семнадцати парень). 4) Текст относится к официально-деловому стилю, так как основные цели автора – точная передача официальной информации и подробный инструктаж по спасению леса. 5) Вовлечение читателей в активное размышление над поставленной в тексте проблемой происходит благодаря использованию ряда риторических вопросов и анафоры в последнем абзаце.
|
Задача 16#84517 Я с большим бы удовольствием прочитал в Литературном обществе реферат о том, откуда мне пришла мысль написать «Иванова». Я бы публично покаялся. По замыслу-то я попал приблизительно в настоящую точку, но исполнение не годится ни к чёрту. Надо было бы подождать! Я рад, что 2-3 года тому назад я не слушался Григоровича и не писал романа! Воображаю, сколько бы добра я напортил, если бы послушался. Он говорит: «Талант и свежесть всё одолеют». Талант и свежесть многое испортить могут – это вернее. Кроме изобилия материала и таланта, нужно ещё кое-что, не менее важное. Нужна возмужалость – это раз; во-вторых, необходимо чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно. Раньше его у меня не было; его заменяли с успехом моё легкомыслие, небрежность и неуважение к делу.
Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и перед богом, и перед людьми без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, – напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в <…> жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая.
(По А.П. Чехову)
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст относится к эпистолярному жанру разговорной речи, который сочетает бо́льшую подготовленность и обработанность, чем беседа или разговор на бытовые темы, и непосредственность, эмоциональность, которая выражается в том числе в использовании восклицательных предложений. 2) Одна из центральных тем письма – размышление о внутренних рабстве и свободе. 3) Для текста характерно использование книжных слов и оборотов (ни к чёрту, напортил, выдавливает из себя по каплям). 4) Усложнённость синтаксиса последнего предложения текста, в котором сочетаются разные виды подчинения придаточных, имеется несколько рядов однородных членов предложения, содержатся обособленные согласованные распространённые определения и обособленное распространённое обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, позволяет выделить это предложение среди остальных и привлечь особое внимание адресата к его содержанию. 5) Задача автора этого научного текста – сообщить научную информацию о природе таланта, чем обусловлены насыщенность терминами (реферат, возмужалость, разночинцы, чинопочитании), отсутствие образности, активное использование безличных предложений (Надо было бы подождать) и цитат (Талант и свежесть всё одолеют).
|
Задача 15#83871 Из отдела народных лирических песен для исследователя старины особенно важны обрядовые, названные так потому, что ими сопровождаются семейные и праздничные обряды. Это песни свадебные, похоронные заплачки и причитания, колядки, веснянки, троицкие, купальские и тому подобные. Они служат необходимым пояснением различных церемоний и игрищ, совершаемых в том или другом случае, и сохраняют указания на старинные верования и давно отживший быт. Впрочем, таких указаний немного, потому что песни эти подверглись значительному подновлению; бóльшая часть из них, очевидно, позднейшего происхождения и ничего не даёт для науки. Причина такого явления заключается в подвижности, изменчивости личного чувства, которым главным образом определяется содержание лирических песен. Другое дóлжно сказать о песнях эпических – богатырских, состоящих в самой тесной связи с народными преданиями и сказками. Основа их – древнее мифическое сказание, и если станем ближе в них всматриваться и сличать их вариации, живущие там и здесь у народов родственных, то непременно убедимся, что влияние христианства и дальнейшей исторической жизни коснулось только имён и обстановки, а не самого содержания: вместо мифических героев подставлены исторические личности или святые угодники, вместо демонических сил – названия враждебных народов да в некоторых местах прибавлены позднейшие бытовые черты. Но <...> ход рассказа, его завязка и развязка, его чудесное остались неприкосновенными. Древние эпические сказания чужды личного произвола; они не были собственностью того или другого поэта, выражением его исключительных воззрений на мир, а, напротив, были созданием целого народа. Вот что в течение долгих веков оберегало народный эпос от окончательного падения и давало ему необыкновенную живучесть.
(По А.Н. Афанасьеву) Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст посвящён сопоставлению двух видов народных песен с точки зрения сохранности их первоначального содержания. 2) Использование терминов (народных лирических песен; песни свадебные, похоронные заплачки и причитания, колядки, веснянки; о песнях эпических; мифическое сказание; завязка и развязка; эпос), обобщённость, логичность, доказательность изложения позволяют отнести текст к научному стилю. 3) Для синтаксиса текста характерно использование вставных конструкций, обособленных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, сложносочинённых предложений, что позволяет точно и полно выразить исследовательскую мысль. 4) Использование эпитетов («необходимым пояснением», «у народов родственных», «исторической жизни», «мифических героев», «в некоторых местах») позволяет выразить авторскую оценку описываемых явлений. 5) Среди грамматических особенностей текста следует отметить использование глаголов настоящего времени (сопровождаются, служат, сохраняют, даёт, заключается, определяется) с целью описания фактов, вневременных явлений.
|
Задача 14#82857 1. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – Порядок) определяет формы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА), участников, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА. 2. ГИА, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной. 3. ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее – ГЭК) в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. 4. Обучающиеся, являющиеся в текущем учебном году победителями <…> призёрами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членами сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах и сформированных в порядке, устанавливаемом Министерством просвещения Российской Федерации, освобождаются от прохождения ГИА по учебному предмету, соответствующему профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) В первом (1) абзаце текста выдвигается тезис, который аргументируется в последующих абзацах текста. 2) Тексту свойственна стандартизированность и полнота формулировок, которая выражается, с одной стороны, в использовании полных официальных наименований объектов (образовательным программам среднего общего образования; Российской Федерации), а с другой стороны, в сокращениях, используемых в данном тексте (Порядок, ГИА). 3) Характерная черта официально-делового стиля, проявляющаяся в тексте, – наличие рядов имён существительных в родительном падеже («формы проведения государственной итоговой аттестации»; «порядок подачи и рассмотрения апелляций»; «в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ среднего общего образования»). 4) В тексте наряду с нейтральной используется оценочная лексика (аннулирования, является обязательной, победителями, призёрами), что позволяет автору выразить своё отношение к описываемым событиям. 5) Для синтаксиса текста характерно наличие простых предложений, осложнённых обособленными согласованными распространёнными определениями.
|
Задача 13#82382 Александр Блок всегда очень волновался перед выступлениями. Но его беспокоил не страх неуспеха, а чувство глубокой ответственности перед слушателями и читателями. Когда Блок читал свои стихи, он стоял, немного наклонившись вперёд, опираясь о стол кончиками пальцев. Жестов он почти не делал. В <...> выговоре был некоторый дефект, особенно выделялись звуки «т» и «д». При этом поэт очень точно и отчётливо произносил окончания слов, разделяя слова небольшими паузами. Чтение его было строго ритмично, но он никогда не «пел» свои стихи и не любил, когда «пели» другие. Блок любил порядок во всём. В последние два года у Блоков уже не было домработницы. Поэт сам таскал дрова на второй этаж, а частенько ему приходилось и самому убирать квартиру. Тогда он наводил в ней фантастический порядок и говорил: «Этот порядок мне необходим как сопротивление хаосу». Когда Блока спросили, неужели он никогда не терял своих записных книжек, он ответил: «У меня их 57. Я не потерял ни одной. И если уж потеряю, то все разом». Как известно, у Блока была шестьдесят одна записная книжка, но пятнадцать из них он сжёг в 1921 году. Поэт всегда испытывал неподдельный интерес к людям и оставался очень добрым человеком. Если кто-нибудь поступал плохо, то Блок не пытался осудить, был скупым в своих оценках, как правило, отмечая: «Это только факт». Он никогда не ставил креста на человеке.
(По Н. Павлович) Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Особенностью публицистического текста является использование цитирования (в трёх последних абзацах), оценочной лексики (чувство глубокой ответственности; оставался очень добрым человеком). 2) Автор выражает своё восхищение А. Блоком, приводя в качестве аргументов цитаты его современников. 3) Наряду с общеупотребительной лексикой (слушатели, хаос) в тексте используются термины (поэт, стихи, книжка). 4) Текст написан в научном стиле, так как основная цель автора – проанализировать особенности декламации стихов (особенно выделялись звуки «т» и «д»; отчётливо произносил окончания слов, разделяя слова небольшими паузами). 5) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – простые и сложные предложения, однородные и обособленные члены предложения, вводные конструкции.
|
Задача 12#81828 Если бы попросили людей, хорошо знающих Льва Васильевича Успенского, коротко охарактеризовать личность писателя, они бы ответили, что прежде всего поражают его огромные разносторонние знания, его поразительная память, редкое трудолюбие и работоспособность, его жизнерадостность и сильно развитое чувство юмора. Многие из них дали бы совсем короткую характеристику: «Он всё знает». <...> в наше время – время грандиозных открытий, бурного развития науки и техники, в век космонавтики и электроники – невозможно «всё знать», Лев Васильевич «даёт повод» так о нём говорить. Он является исключительно образованным человеком: он учёный-лингвист, знаток археологии, истории в широком смысле этого слова, в частности истории Петербурга, географ, землемер, ботаник, фотограф, знаток античности, писатель, поэт, переводчик. Лев Васильевич пишет филологические книги, книги об археологии, географии, книги на мифологические темы, книги из истории нашего города, военные рассказы, повести и романы. Всё, о чём он пишет, он хорошо знает и рассказывает читателям со знанием дела. Этому помогает превосходная память писателя. В редакциях газет и издательств частенько можно слышать: «Это знает Лев Васильевич, это нужно поручить Льву Васильевичу, нужно спросить у Льва Васильевича». Такое отношение к писателю хорошо, ёмко выразил в дружеской эпиграмме ленинградский поэт Михаил Александрович Дудин: Знает всё: от звёзд в ночи, Скрывшихся в тумане, До отлова чавычи В Тихом океане. Л.В. Успенский проявляет самый живой интерес ко всему, чем живёт наша страна, чем живёт весь большой мир – наша планета Земля.
(По Р.И. Филипповой) Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Особенностью публицистического текста является использование цитирования (например, в шестом (6) абзаце), лексического повтора (чем живёт наша страна, чем живёт весь большой мир). 2) Автор выражает своё ироничное отношение к Л.В. Успенскому, используя эпиграмму М.А. Дудина. 3) Наряду с общеупотребительной лексикой (личность, характеристики) в тексте используются термины (век космонавтики и электроники, учёный-лингвист, географ). 4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, обособленные члены предложения, сложные предложения. 5) Текст написан в научном стиле, так как основная цель автора – дать авторскую оценку учёному, о котором он рассказывает.
|