menu
Задания: 123
База заданий: 61-80
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 »


Задача 12#113308

И.А. Бунин продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях даёт образец благородства и простоты. Автор не нуждается в «свободном стихе», он чувствует себя привольно, ему не тесно во всех этих ямбах и хореях, которые нам завещало доброе старое времяОн принял наследство. Он не заботится о новых формах, так как ещё далеко не исчерпано прежнее; и дорого в Бунине то, что он только поэт. Он не теоретизирует, не причисляет себя сам ни к какой школе, не создаёт особую теорию словесности – он просто пишет прекрасные стихи. И пишет <...> тогда, когда у него есть что сказать и когда сказать хочется. За его стихотворениями чувствуется ещё нечто другое, нечто большее – он сам.

Его строки – испытанного старинного чекана; его почерк – самый чёткий в со­временной литературе; его рисунок – сжатый и сосредоточенный. Бунин черпает из невозмущённого Кастальского ключа – источника вдохновения с горы Парнас. И с внутренней, и с внешней стороны его лучшие стихи как раз вовремя уклоняются от прозы (иногда он уклониться не успевает); скорее он прозу делает поэтичной, скорее он её побеждает и претворяет в стихи, чем творит стихи как нечто от неё отличное и осо­бое. У него стих как бы потерял свою самостоятельность, свою оторванность от обыден­ной речи, но через это не опошлился. Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни высокому. Из житейской будничности он из­влекает красоту и умеет находить новые признаки старых предметов.

 

(По Ю.И. Айхенвальду)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

 

1) Автор использует тематическую группу слов, отражающих проблематику текста (по­эзии, стихи, о новых формах).

2) Наряду с терминами (ямбах, хореях, в свободном стихе) в тексте используются эпи­теты («в... чистых и строгих очертаниях»; «доброе старое время»), что позволяет ав­тору сочетать в рассуждении логические доводы и эмоциональность.

3) Показывая особое положение И.А. Бунина в литературе, Ю.И. Айхенвальд строит текст на метафорах (Он принял наследство... Бунин черпает из невозмущённого Кастальского ключа...), анафоре (Он не заботится о новых формах... Он не теорети­зирует...), синтаксическом параллелизме (Его строки – испытанного старинного чекана; его почерк – самый чёткий в современной литературе; его рисунок – сжатый и сосредоточенный), что позволяет автору фрагмента выразить эмоциональный настрой и передать его читателю.

4) Синтаксические средства: обособленные определения, вводные слова, односоставные предложения – призваны передать движение мысли автора фрагмента.

5) Текст относится к официально-деловому стилю, поскольку автор стремится сообщить читателю инструкцию, как надо читать произведения И.А. Бунина.

 

№3. Задания по маленькому тексту | Просмотров: 13 | Дата: 29.05.2025 | Комментарии (1)

Задача 11#113303

Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: <...> грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, рас­тущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трёх сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тя­нется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двугла­вым Эльбрусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?..

Однако пора. Пойду к Елизаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается всё водяное общество. Спустившись в середину города, я пошёл бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору; то были большею частию семейства степных помещиков; об этом можно было тотчас догадаться по истёртым, старомодным сюртукам мужей и по изысканным нарядам жён и дочерей.

 

(По М.Ю. Лермонтову)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

 

1) Присущие тексту стилевые черты: неподготовленность общения, эмоциональность, прерывистость, которые проявляются в том числе в использовании эмоциональных междометий, – позволяют отнести текст к разговорной речи.

2) Ведущий функционально-смысловой тип речи текста – описание места: рассказчик знакомит читателей с новым для себя городом.

3) В последнем абзаце текста содержится причина того, о чём сообщается в первом (1) абзаце.

4) Рассказчик не только описывает кавказскую природу, но и выражает своё отношение к ней, что проявляется в использовании эпитетов («в скромном палисаднике»; «чис­тенький, новенький городок»; «отрадное чувство»; «печальных групп»), метафор и олицетворений (ветки цветущих черешен смотрят; тянется серебряная цепь сне­говых вершин; чувство разлито), сравнений (Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка; амфите­атром громоздятся горы; воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка).

5) Зримость, конкретность художественных образов помогают передать синтаксические средства: неполные предложения, обращения, сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия и следствия.

 


Задача 10#113299

Часто сталкиваешься с обвинениями Брюсова в продаже пера советской властиА я скажу, что из всех перешедших или перешедших пóлу, Брюсов, может быть, единственный не предал и не продал. Место Брюсова – именно в СССР.

Какой строй и какое миросозерцание могли более соответствовать этому герою тру­да и воли, нежели миросозерцание, волю краеугольным камнем своим поставившее, и строй, не только бросивший – в гимне – лозунг: «Владыкой мира станет труд», но как Бонапарт – орден героев чести, основавший орден героев труда.

Брюсов в мире останется, но не как поэт, а как герой поэмы. Так же как Сальери остался – творческой волей Пушкина. На Брюсове не будут учиться писать стихи (есть лучшие источники, чем – хотя бы даже Пушкин! Вся мировая, ещё не подслушанная, подслушанной быть долженствующая, музыка), на нём будут учиться хотеть – че­го? – без определения объекта: всего. И, может быть, меньше всего – писать стихи.

Брюсов в хрестоматии войдёт, но не в отдел «Лирика» – в отдел, и такой в совет­ских хрестоматиях будет: «Воля». В этом отделе (пролагателей, преодолевателей, превозмогателей) имя его, среди русских имён, хочу верить, встанет одним из первых.

И не успокоится моё несправедливое, но жаждущее справедливости сердце, <...> в Москве, на самой видной её площади, не встанет – в граните – в нечеловеческий рост – изваяние:

ГЕРОЮ ТРУДА

СССР.

 

(По М.И. Цветаевой)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

 

1) М.И. Цветаева в своей поэме о В.Я. Брюсове восхищается им прежде всего как тонким лириком и утверждает, что на примере его творчества будут учиться писать стихи.

2) Второй (2) абзац текста подтверждает тезис, высказанный в первом (1) абзаце.

3) Текст относится к публицистическому стилю; задача автора не только охарактеризо­вать личность В.Я. Брюсова, но и дать оценку поэту, убедить читателей в том, что В.Я. Брюсов не столько поэт, сколько труженик.

4) Экспрессивность, свойственная публицистике М.И. Цветаевой, проявляется в тексте разнообразно, в том числе в использовании индивидуально-авторских неологизмов (преодолевателей, превозмогателей), вводных и вставных конструкций, инверсий, тире в особой стилистической функции (для членения фразы на части, подчёркива­ния отдельных фрагментов текста).

5) Для текста характерно использование наряду с общеупотребительной лексикой на­учной терминологии (миросозерцание, поэмы, стихи, музыка, хрестоматиях).

 


Задача 9#113296

Два господина сидели в небрежно убранной квартире в Петербурге, на одной из больших улиц. Одному было около тридцати пяти, а другому около сорока пяти лет.

Первый был Борис Павлович Райский, второй – Иван Иванович Аянов.

У Бориса Павловича была живая, чрезвычайно подвижная физиономия. С первого взгляда он казался моложе своих лет: большой белый лоб блистал свежестью, глаза ме­нялись, то загорались мыслию, чувством, весёлостью, то задумывались мечтательно, и тогда казались молодыми, почти юношескими. Иногда же смотрели они зрело, устало, скучно и обличали возраст своего хозяина. Около глаз собирались даже три лёгкие морщины, эти неизгладимые знаки времени и опыта. Гладкие чёрные волосы падали на затылок и на уши, а в висках серебрилось несколько белых волос. Щёки, так же как и лоб, около глаз и рта сохранили ещё молодые цвета, но у висков и около подбородка цвет был изжелта-смугловатый.

Вообще легко можно было угадать по лицу ту пору жизни, когда совершилась уже борьба молодости со зрелостью, когда человек перешёл на вторую половину жизни, ко­гда каждый прожитой опыт, чувство, болезнь оставляют след. <...> рот его сохранял, в неуловимой игре тонких губ и в улыбке, молодое, свежее, иногда почти детское выра­жение.


(По И.А. Гончарову)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

 

1) Строгая логичность, нейтральность, подчёркнутая использованием канцелярских оборотов, в том числе глагольно-именных конструкций, которые можно заменить на глаголы (была живая, казался моложе, блистал свежестью), позволяют отнести текст к сфере официального общения.

2) Использование глаголов несовершенного вида в прошедшем времени (сидели, было, казался, блистал, менялись, загорались, задумывались, смотрели) подчёркивает од­новременность существования перечисляемых в тексте признаков, статичность изо­бражаемого.

3) Ведущий функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение.

4) Текст написан языком художественной литературы, потому что цель автора текста – создание портрета героя, что подчёркивается использованием слов не только в инфор­мативной, но и в оценочной функции, в том числе эпитетов («небрежно убранной»; «чрезвычайно подвижная»; «смотрели они зрело, устало, скучно»; «лёгкие морщины»; «молодые цвета») и метафор (лоб блистал свежестью; глаза <...> загорались мыслию, чувством, весёлостью; совершилась уже борьба молодости со зрелостью).

5) Синтаксис текста характеризуется использованием обособленных определений и приложений, помогающих автору описать героя, а также вводных слов и конструк­ций, подчёркивающих последовательность изложения мысли.

 


Задача 8#113291

Конспект (в переводе с латыни «обзор») – это особый вид вторичного текста, в ос­нове которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащей­ся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее цен­ную информацию. Выделение главной мысли – одна из основ умственной культуры при работе с текстом. «Отбирать полезнейшее, — писал великий чешский педагог XVII века Ян Амос Коменский, — дело такой важности, что немыслим толковый чита­тель без умения отбирать. Поистине только это держит ум в напряжении... Не пожелать выделить из книги ничего – значит всё пропустить».

Конспектирование – процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспекти­ровании происходит свёртывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись, позволяющая конспектирующему немедленно или че­рез некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Следу­ет помнить, что необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со ста­рым, уже известным, и выстраивать текст в соответствии с логикой изложения. Таким образом, конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной цело­стностью.

<...> конспектирование было важной частью человеческой истории и научного раз­вития. Древние греки вели личные записи на важные темы. В эпоху Возрождения и раннего Нового времени студенты учились делать заметки в школах, академиях и уни­верситетах, часто создавая красивые тома, которые служили справочниками после окончания учёбы.


(По Н.М. Клепиковой)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст ориентирован исключительно на специалистов в узкой научной сфере, поэтому характеризуется сложностью, обилием терминов (вторичного текста, конспект, конспектирование, компрессия... текста, смысловой... цельностью), непонятных широкому кругу читателей.

2) В тексте используется заимствованная лексика (конспект, фиксации, компрессия, академиях, университетах), что является характерной чертой научного стиля.

3) Характерной чертой текста является использование отглагольных существительных (переработка, умения, фиксации, свёртывание, запись), придающих сообщаемой информации объективность.

4) Употребление в тексте форм глагола настоящего времени (выявляет, систематизи­рует, обобщает, происходит) характеризует описываемые события как происходя­щие в момент речи.

5) Логическое, последовательное, чёткое и достаточно полное изложение информации достигается на синтаксическом уровне благодаря использованию обособленных и не­обособленных согласованных распространённых определений (воспринимаемого на слух; позволяющая конспектирующему...), сложноподчинённых предложений с при­даточным определительным в первом (1) и третьем (3) абзацах текста, вводного слова (таким образом) во втором (2) абзаце текста.

 


Задача 7#113286

По современным представлениям, Вселенная появилась около 13,7 млрд лет назад из некоторого начального сингулярного состояния и с тех пор непрерывно расширяется и охлаждается. Наиболее ранним моментом, допускающим описание в рамках совре­менной физики, считается момент Планковской эпохи с температурой примерно 1032 К (Планковская температура) и плотностью около 1093 г/смi (Планковская плотность). Ранняя Вселенная представляла собой высокооднородную и изотропную[1] среду с не­обычайно высокой плотностью энергии, температурой и давлением. В результате рас­ширения и охлаждения во Вселенной произошли фазовые переходы, аналогичные кон­денсации жидкости из газа, но применительно к элементарным частицам.

В период времени от нуля до 1040 секунд после Большого взрыва происходили про­цессы рождения Вселенной из сингулярности[2]. Считается, <...> при этом температура и плотность вещества Вселенной были близки к планковским значениям. Законченная физическая теория этого этапа отсутствует. По окончании этого этапа гравитационное взаимодействие отделилось от прочих, и наступила Эпоха Великого объединения.

Приблизительно через 1042 секунд после момента Большого взрыва фазовый пере­ход вызвал экспоненциальное[3] расширение Вселенной. Данный период получил назва­ние Космической инфляции и завершился через 1036 секунд после момента Большого взрыва.

После окончания этого периода строительный материал Вселенной представлял со­бой кварк-глюонную[4] плазму. По прошествии некоторого времени температура упала до значений, при которых стал возможен следующий фазовый переход, называемый бариогенезисом. На этом этапе кварки[5] и глюоны[6] объединились в барионы[7], такие как протоны и нейтроны.

 

(По материалам Интернета)

 

[1] Обладающий физическими свойствами, которые остаются неизменными независимо от направления их из­мерения.

[2] Состояние Вселенной в определённый момент времени в прошлом, когда плотность энергии материи и кри­визна пространства-времени были очень высоки или даже бесконечны.

[3] Возрастание величины, когда скорость роста пропорциональна значению самой величины.

[4] Агрегатное состояние вещества в физике высоких энергий и элементарных частиц, при котором адронное вещество переходит в состояние, аналогичное состоянию, в котором находятся электроны и ионы в обычной плазме.

[5] Общее название шести частиц и их античастиц (антикварков), которые составляют группу особых элемен­тарных частиц – адронов.

[6] Разновидность элементарных частиц.

[7] Семейство тяжёлых элементарных частиц (например: протон, нейтрон и др.).


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст написан в научном стиле; цель текста – описать основы теории Большого взрыва.

2) Композиция текста определяется хронологически последовательной сменой состоя­ний ранних этапов развития Вселенной.

3) Текст включает большое количество терминов (сингулярного состояния, Планковской эпохи, Планковская температура, Планковская плотность, изотропную сре­ду, конденсации, элементарным частицам и др.), числовые характеристики време­ни, температуры, плотности, благодаря чему реализуются такие характеристики текста, как точность и информативная насыщенность.

4) Преобладание в тексте бессоюзных сложных предложений и сложных предложений с разными видами связи между частями над другими видами сложных предложений связано с необходимостью компактно выразить сложную мысль.

5) Использование эпитетов («начального... состояния», «ранним моментом», «совре­менной физики», «физическая теория») позволяет визуализировать начальные этапы развития Вселенной.

 


Задача 6#113282

Познавательный интерес – явление многостороннее, поэтому на процессы обуче­ния и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно <...> аспекты, которые смогут при­влечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизироваться их мышление. Если из окружающего мира человек отбирает далеко не всё, а только то, что яв­ляется для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении представить в интересной для ученика форме. Познаватель­ный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собой своеобразный внутренний процесс самóй личности, затрагивающий наиболее значительные её стороны. Школьника могут привлекать такие стороны обу­чения, которые связаны с особенно яркими фактами, эффектными опытами, с обаяни­ем личности учителя.

Ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной влияния на школьника, понимать его лишь как средство обучения неосмотрительно. Познаватель­ный интерес как средство обучения становится надёжным только тогда, когда исполь­зуется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии ученика, открывающего его перспективы.


(По Г.И. Щукиной)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст относится к официально-деловому стилю, так как, давая указания по обучению школьников, характеризуется строгостью выражения мысли, объективностью, ло­гичностью, стандартизированностью изложения материала.

2) В тексте широко используется тематическая группа слов, связанная со школьным обучением и отражающая волнующие автора проблемы (процесс обучения, учитель, ученик), также встречаются термины (познавательный интерес, развивающее обу­чение).

3) В последнем предложении текста раскрывается тезис о необходимости использовать познавательный интерес наряду с другими средствами развивающего обучения.

4) Основные функции этого публицистического текста – эмоциональное воздействие на читателя и побуждение его к формированию у себя познавательного интереса.

5) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, так как изо­бражаемые явления даются в хронологической последовательности.

 


Задача 5#113278

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества <...> пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхож­дения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринад­лежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочте­ний, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обу­словлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социаль­ной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в по­рядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных за­дач внутренней и внешней политики государства.

Лица, считающиечто они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе об­ратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении матери­ального вреда и компенсации морального вреда.


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

 

1) Тема текста – запрет дискриминации в сфере трудовых отношений.

2) Текст характеризуется использованием разговорной лексики (непринадлежности, нуждающихся, вправе) наряду с нейтральной (дискриминации, компенсации, трудо­устройству) и книжной (задач, вреда).

3) Использованием отглагольных существительных (реализации, происхождения, от­ношения, убеждений, принадлежности, объединениям, установление, ограничение), глаголов настоящего времени во вневременном значении (являются, определяются) подчёркивается обобщённый характер излагаемых сведений.

4) В третьем (3) абзаце текста накладываются некоторые ограничения на положения, содержащиеся во втором (2) абзаце текста.

5) Текст характеризуется яркими признаками официально-делового стиля: эмоцио­нальностью и субъективностью.

 


Задача 4#113275

В 60-70-е годы было принято ехать в Сибирь на стройки коммунизма, в 90-е – распродавать за копейки воронью эти стройки. А народ оставался в стране, которая переходила на положение служанки и содержанки, в стране, которая отказывалась обеспечивать его работой. Вот и спрашивайте с него после этого мораль.

Суть нашего характера – суть географических условийМаксимализм нашей ду­ши – от неоглядных просторов, испытующих желания и волю: нам или всё, или ниче­го, на половину мы не согласны. Оборотная сторона всякой положительной черты – вероятно, от резкой смены климата, а отсюда – нередко затраченного впустую труда. Наша порывистость – от необходимости успеть, уложиться в короткие сроки. У нас и сама природа порывиста: рассветает за день, блекнет за ночь. Завтрашний день у нас постоянно был ненадёжен. За четыре века Киевская Русь 250 раз отражала внешние нашествия, за последующие пятьсот лет она провела в войнах почти триста. Ещё и в конце XVIII века на азиатских рынках торговали русскими невольниками. Занимая большие площади в Европе и Азии, мы не Европа и не Азия. Вторая раздвоенность – психическая, между святостью и стихией, между небом и землёй. Третья: мы не рож­дены для материального порядка вещей, но и не утвердили духовный.

Но <...> мы так порочны, так нравственно безобразны, настолько не годны для со­седства и дружбы, отчего ж тогда десятки и сотни умнейших людей Европы искали утешение и видели надежду в России? Почему душу, хоть и загадочную, ищут здесь? Не потому ли, что, несмотря на все свои недостатки, отвечает российский человек главному замыслу вообще о человеке?

Один лесковский герой так и говорит: «А ты не грусти. Чужие земли похвалой сто­ят, а наша и хайкой крепка будет».


(По В.Г. Распутину)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст написан в научном стиле; цель автора – описать основные этапы отечествен­ной истории.

2) Жанр текста – информационное сообщение о состоявшейся конференции, посвя­щённой развитию России в XX веке.

3) В тексте наряду с общеупотребительной лексикой используется разговорная (содер­жанки), сниженная (хайкой), книжная (испытующих), благодаря чему передаётся неравнодушное отношение автора к рассматриваемым вопросам.

4) Неполные предложения, встречающиеся во втором (2) абзаце текста, передают разго­ворную интонацию.

5) Риторические обращения, использованные в третьем (3) абзаце текста, позволяют привлечь внимание читателя к главным авторским высказываниям.

 


Задача 3#113270

В строении всякого текста можно выделить такие три уровня, на которых распола­гаются все особенности его содержания и формы. Это выделение и разделение трёх уровней было предложено в своё время московским формалистом Б.И. Ярхо. Здесь его система пересказывается с некоторыми уточнениями. Попробуем применить её для анализа стихотворения А.С. Пушкина «Снова тучи надо мною».

Итак, первый, верхний уровень – идейно-образный. В нём два подуровня: во-первых, идеи и эмоции (например, идеи: «жизненные бури нужно встречать мужест­венно» <...> «любовь придаёт сил»; а эмоции – «тревога» и «нежность»); во-вторых, образы и мотивы (например, «тучи» – образ, «собралися» – мотив).

Второй уровень, средний, – стилистический. В нём тоже два подуровня: во-первых, лексика, т.е. слова, рассматриваемые порознь (и прежде всего – слова в пе­реносных значениях, «тропы»); во-вторых, синтаксис, т.е. слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении.

Третий уровень, нижний, – фонический, звуковой. Это, во-первых, явления сти­ха – метрика, ритмика, рифма, строфика; а во-вторых, явления собственно фоники, звукописи – аллитерации, ассонансы. Как эти подуровни, так и все остальные можно детализировать ещё более дробно.

 

(По М.Л. Гаспарову)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

 

1) В тексте используется тематическая группа слов, отражающая его проблематику (идейно-образный, стилистический, фонический и др.).

2) Задача автора этого публицистического текста – передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в важности чтения пушкинской лирики.

3) В первом (1) абзаце текста содержится тезис, который раскрывается в следующих аб­зацах.

4) Выразительность текста официально-делового стиля обеспечивается особыми средст­вами, среди которых – «стёршаяся» метафора (жизненные бури), олицетворение (любовь придаёт сил).

5) Текст относится к научному стилю, основные цели автора – сообщить научную ин­формацию о трёх уровнях исследования текста и применить её для анализа стихотво­рения А.С. Пушкина «Снова тучи надо мною».

 


Задача 2#113266

Аграфия – это грубая дезорганизация письменной речи, приводящая к невозмож­ности реализации акта письма. Сопровождается распадом графического образа звука, грубыми аграмматизмами, неспособностью писать спонтанно, под диктовку или само­стоятельно, списывать текст. Диагностика включает неврологический осмотр, прове­дение инструментальных исследований, нейропсихологического и логопедического тестирования. Коррекция аграфии проводится логопедическими средствами на фоне лекарственной терапии, физиотерапевтического лечения.

Термин «аграфия» ввёл в начале XX в. британский окулист Д. Гиншельвуд, пред­ставивший в качестве примеров случаи расстройства письменной речи у детей с интел­лектуальной нормой. В настоящее время в практической логопедии принято выделять частичное нарушение письма – дисграфию и полную потерю навыка – аграфию. Гру­бое нарушение письма редко бывает изолированным расстройством. Как правило, оно выступает частью симптомокомплекса, включающего распад устной речи – афазию, а также чтения – алексию.

Причиной расстройств письменной речи выступает повреждение определённых об­ластей головного мозга, участвующих в обеспечении акта письма. <...> устной речи, которая формируется по подражанию, письмо развивается позже в процессе обучения. В его осуществлении задействованы речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный анализаторы. Письмо реализуется при участии нижнелобной, височной, нижнетеменной, затылочной коры левого полушария головного мозга. Поражение лю­бой из этих областей приводит к выпадению определённого звена письменной опера­ции, и полноценное письмо становится невозможным.


(Медицинский справочник болезней)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст насыщен терминологической лексикой (списывать, британский, случаи, при­чиной, невозможным).

2) Характерные признаки книжной речи, проявляющиеся в тексте, – это конструкции с нанизыванием родительных падежей (реализации акта письма; графического об­раза звука; расстройств письменной речи), использование отглагольных существи­тельных, в том числе образованных с помощью нулевого суффикса (бессуффиксным способом) (письма, распадом, осмотр, потерю), производных предлогов (на фоне, в качестве, в процессе).

3) В тексте отсутствуют личные местоимения 1-го и 2-го лица единственного числа, по­скольку предъявляемая информация носит предельно обобщённо-отвлечённый ха­рактер.

4) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, а для изо­бражения последовательной смены явлений действительности употребляются глаго­лы в форме несовершенного вида настоящего времени (выступает, формируется, развивается, реализуется, приводит).

5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как основные задачи автора – сообщить официальную информацию, дать чёткую инструкцию по исправлению рас­стройств письменной речи.

 


Задача 1#113262

В театр имени Моссовета зрители ходили «на Марецкую». И всё-таки мировую известность актрисе принёс кинематограф.

В 1938 году режиссёры А. Зархи и И. Хейфец приступили к съёмкам картины «Член правительства». На главную роль претендовал целый ряд известных актрис, но в этом труднейшем конкурсе победила Марецкая.

Образ Александры Соколовой, <…> предстояло создать Марецкой, был новым и необычным не только для актрисы, но и для всего советского кино. Это была женщина некрасовского типа. Чтобы сыграть такой характер в кино, одного только таланта, одной техники, даже самой виртуозной, было недостаточно. Вера Петровна понимала, что без глубокого изучения деревенской жизни, крестьянского быта создать на экране полноценный образ нельзя. И во время съёмок, которые проходили в деревне Судимирке Калининской области, Марецкая поселилась в крестьянской избе и прожила там несколько месяцев. Зорким профессиональным взглядом она примечала жесты и повадки своих прототипов-крестьянок, их речевые особенности. Она распоряжалась в поле, скакала на коне, ругалась с лодырями, мыла пол в правлении, плясала на колхозной свадьбе… Всё это помогло ей уйти от штампов, ложного пафоса, создать на экране правдивый, убедительный образ, вершиной которого явился монолог героини в финале с трибуны зала заседаний Верховного Совета: «…и вот стою я перед вами, простая русская баба…»

Успех картины во многом предопределила талантливая игра Марецкой.

(По Б. Сударову)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст относится к научному стилю, так как основные задачи автора – точно и полно объяснить научные факты окружающей нас действительности и выявить закономерности между такими явлениями, как уход от штампов и создание художественного образа.

2) Характеризуя личность актрисы, автор текста использует как нейтральные слова (образ, особенности), так и разговорную и просторечную лексику (лодырями, баба).

3) Во втором (2) предложении текста содержится тезис, который раскрывается в последующих предложениях.

4) Цели данного публицистического текста – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в неординарности В.П. Марецкой.

5) Основной функционально-смысловой тип речи в тексте – описание, так как в нём перечисляются внешние признаки героини и отличительные особенности деревни, где происходит действие.

 


Задача 19#87955

Требования охраны труда во время работы

3.1. Врач-эпидемиолог обязан выполнять <…> ту работу, по которой прошёл обуче­ние, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.

3.2. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц. Не допускать нахождения на рабочем месте посторонних лиц (в т.ч. и больных).

3.3. Работать только в исправной санитарной одежде, спецодежде и спецобуви и применять индивидуальные средства защиты.

3.4. Быть внимательным, осторожным и не отвлекаться на посторонние разговоры.

3.5. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения медицинским инструментом, препаратами, отходами, материалами, документацией и прочими предметами.

3.6. При работе с медицинским оборудованием, инструментом соблюдать правила их эксплуатации в соответствии с инструкциями по охране труда и инструкциями по эксплуатации завода-изготовителя.

3.7. Следить за работой медицинского оборудования, состоянием инструмента, пе­риодически проводить их визуальный профилактический осмотр.

 

(По материалам Интернета)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) В тексте отсутствует эмоционально-окрашенная лексика, слова используются в пря­мом значении.

2) Логическое и последовательное изложение материала достигается за счёт использо­вания простых предложений с обособленными членами и сложносочинённых пред­ложений.

3) Текст содержит слова определённой тематической группы (врач-эпидемиолог, препа­ратами, средства защиты и др.), отвлечённые существительные (обучение, инст­руктаж, выполнение и др.).

4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стан­дартизацией речи.

5) Текст относится к научному стилю, так как основная цель текста – передача науч­ных сведений об особенностях работы врача-эпидемиолога.

 


Задача 18#85956

Изморось поливала улицы и проспекты, тротуары и крыши Петербурга; низверга­лась холодными струйками с жестяных жёлобов. Изморось поливала прохожих: на­граждала их гриппами; вместе с тонкою пылью дождя инфлуэнцы1 и гриппы заползали под приподнятый воротник: гимназиста, студента, чиновника, офицера, субъекта; и субъект (так сказать, обыватель) озирался тоскливо; и глядел на проспект стёрто-серым лицом; циркулировал он в бесконечность проспектов, преодолевал бесконечность, без всякого ропота – в бесконечном токе таких же, как он, – среди лёта, грохота, трепе­танья, пролёток, слушая издали мелодичный голос автомобильных рулад2 и нарастаю­щий гул жёлто-красных трамваев (гул, потом убывающий снова), в непрерывном окри­ке голосистых газетчиков.

Из одной бесконечности убегал он в другую; и потом спотыкался о набережную; здесь приканчивалось всё: мелодичный глас автомобильной рулады, жёлто-красный трамвай и всевозможный субъект; здесь были край земли и конец бесконечности.

А там-то, там-то: глубина, зеленоватая муть; издалёка-далека, будто дальше, чем следует, опустились испуганно и принизились острова; принизились земли; и прини­зились здания; казалось – опустятся воды, и хлынет на них в этот миг: глубина, зеле­новатая муть; а над этою зеленоватою мутью в тумане гремел и дрожал, <…> куда убе­гая, чёрный, чёрный такой Николаевский Мост.

 

(По А. Белому)

 

1 Мед., устар. Острое простудное воспаление дыхательных путей.

2 Муз. Раскатистый и виртуозный пассаж в пении; исполненная в быстром темпе часть мелодии.


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Во втором (2) абзаце текста содержится тезис, который подтверждается аргументами в последнем абзаце текста.

2) Ведущий функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение.

3) Писатель создаёт образ Петербурга как города, который стоит на границе миров (здесь были край земли и конец бесконечности), пытается обуздать хаос, старающий­ся вырваться из оков (казалось – опустятся воды, и хлынет на них в этот миг: глубина, зеленоватая муть…), и потому города, в котором человека подстерегают опасности.

4) Атмосфера неуюта, тревоги создаётся олицетворениями (изморось поливала прохожих: награждала их гриппами; инфлуэнцы и гриппы заползали под приподнятый ворот­ник…), оксюмороном (конец бесконечности), нагнетается лексическим повтором (бес­конечность в первом (1) абзаце текста, принизились в последнем абзаце текста).

5) Прямое обращение автора к читателям с целью предупредить их быть осторожными при посещении города (А там-то, там-то: глубина, зеленоватая муть) позволяет отнести текст к публицистическому стилю.

 


Задача 17#85144

Осенью лес молчит. В <…> пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музы­канта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личи­нок. Я спрятался за куст, любуясь работой. В эту минуту случилась история, к сожале­нию, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источен­ную червями кору…

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встре­ча не сулила ничего хорошего. Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодель­ные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен нау­чить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

 

(По В.М. Пескову)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) В тексте наряду с общеупотребительной лексикой используются термины (костяной молоточек, сосне, история).

2) Автор активно использует глаголы движения (шёл, доставал, спрятался), что при­даёт тексту динамичность.

3) Отношение автора к происходящему подчёркивают вводное слово (к сожалению), эпитеты («рабочая музыка»; «в безмолвном лесу»), часто встречающаяся инверсия (например: случилась история, к сожалению, очень нередкая; вышел лет семнадца­ти парень).

4) Текст относится к официально-деловому стилю, так как основные цели автора – точная передача официальной информации и подробный инструктаж по спасению леса.

5) Вовлечение читателей в активное размышление над поставленной в тексте проблемой происходит благодаря использованию ряда риторических вопросов и анафоры в по­следнем абзаце.

 


Задача 16#84517

Я с большим бы удовольствием прочитал в Литературном обществе реферат о том, откуда мне пришла мысль написать «Иванова». Я бы публично покаялся. По замыслу-то я попал приблизительно в настоящую точку, но исполнение не годится ни к чёрту. Надо было бы подождать! Я рад, что 2-3 года тому назад я не слушался Григоровича и не писал романа! Воображаю, сколько бы добра я напортил, если бы послушался. Он го­ворит: «Талант и свежесть всё одолеют». Талант и свежесть многое испортить могут – это вернее. Кроме изобилия материала и таланта, нужно ещё кое-что, не менее важное. Нужна возмужалость – это раз; во-вторых, необходимо чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно. Раньше его у меня не было; его заме­няли с успехом моё легкомыслие, небрежность и неуважение к делу.

 

Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою мо­лодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший живот­ных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и перед богом, и пе­ред людьми без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, – напиши­те, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснув­шись в одно прекрасное утро, чувствует, что в <…> жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая.

 

 

 

(По А.П. Чехову)

 


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст относится к эпистолярному жанру разговорной речи, который сочетает бо́льшую подготовленность и обработанность, чем беседа или разговор на бытовые темы, и непосредственность, эмоциональность, которая выражается в том числе в ис­пользовании восклицательных предложений.

2) Одна из центральных тем письма – размышление о внутренних рабстве и свободе.

3) Для текста характерно использование книжных слов и оборотов (ни к чёрту, напор­тил, выдавливает из себя по каплям).

4) Усложнённость синтаксиса последнего предложения текста, в котором сочетаются разные виды подчинения придаточных, имеется несколько рядов однородных членов предложения, содержатся обособленные согласованные распространённые определе­ния и обособленное распространённое обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, позволяет выделить это предложение среди остальных и привлечь особое внимание адресата к его содержанию.

5) Задача автора этого научного текста – сообщить научную информацию о природе та­ланта, чем обусловлены насыщенность терминами (реферат, возмужалость, разно­чинцы, чинопочитании), отсутствие образности, активное использование безличных предложений (Надо было бы подождать) и цитат (Талант и свежесть всё одолеют).

 


Задача 15#83871

Из отдела народных лирических песен для исследователя старины особенно важны обрядовые, названные так потому, что ими сопровождаются семейные и праздничные обряды. Это песни свадебные, похоронные заплачки и причитания, колядки, веснянки, троицкие, купальские и тому подобные. Они служат необходимым пояснением различ­ных церемоний и игрищ, совершаемых в том или другом случае, и сохраняют указания на старинные верования и давно отживший быт. Впрочем, таких указаний немного, по­тому что песни эти подверглись значительному подновлению; бóльшая часть из них, очевидно, позднейшего происхождения и ничего не даёт для науки. Причина такого явления заключается в подвижности, изменчивости личного чувства, которым глав­ным образом определяется содержание лирических песен.

Другое дóлжно сказать о песнях эпических – богатырских, состоящих в самой тесной связи с народными преданиями и сказками. Основа их – древнее мифическое сказание, и если станем ближе в них всматриваться и сличать их вариации, живущие там и здесь у народов родственных, то непременно убедимся, что влияние христианства и дальнейшей исторической жизни коснулось только имён и обстановки, а не самого содержания: вместо мифических героев подставлены исторические личности или свя­тые угодники, вместо демонических сил – названия враждебных народов да в некото­рых местах прибавлены позднейшие бытовые черты. Но <...> ход рассказа, его завязка и развязка, его чудесное остались неприкосновенными.

Древние эпические сказания чужды личного произвола; они не были собственно­стью того или другого поэта, выражением его исключительных воззрений на мир, а, напротив, были созданием целого народа. Вот что в течение долгих веков оберегало на­родный эпос от окончательного падения и давало ему необыкновенную живучесть.

 

(По А.Н. Афанасьеву)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст посвящён сопоставлению двух видов народных песен с точки зрения сохранно­сти их первоначального содержания.

2) Использование терминов (народных лирических песен; песни свадебные, похоронные заплачки и причитания, колядки, веснянки; о песнях эпических; мифическое сказа­ние; завязка и развязка; эпос), обобщённость, логичность, доказательность изложе­ния позволяют отнести текст к научному стилю.

3) Для синтаксиса текста характерно использование вставных конструкций, обособлен­ных обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, сложносочинённых предложений, что позволяет точно и полно выразить исследовательскую мысль.

4) Использование эпитетов («необходимым пояснением», «у народов родственных», «исторической жизни», «мифических героев», «в некоторых местах») позволяет вы­разить авторскую оценку описываемых явлений.

5) Среди грамматических особенностей текста следует отметить использование глаголов настоящего времени (сопровождаются, служат, сохраняют, даёт, заключается, оп­ределяется) с целью описания фактов, вневременных явлений.

 


Задача 14#82857

1. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – Порядок) определяет формы прове­дения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА), участников, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляе­мые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА.

2. ГИА, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основ­ных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной.

3. ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее – ГЭК) в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образова­тельных программ среднего общего образования соответствующим требованиям феде­рального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

4. Обучающиеся, являющиеся в текущем учебном году победителями <…> призёра­ми заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членами сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах и сфор­мированных в порядке, устанавливаемом Министерством просвещения Российской Фе­дерации, освобождаются от прохождения ГИА по учебному предмету, соответствующему профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады.


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) В первом (1) абзаце текста выдвигается тезис, который аргументируется в последую­щих абзацах текста.

2) Тексту свойственна стандартизированность и полнота формулировок, которая выража­ется, с одной стороны, в использовании полных официальных наименований объектов (образовательным программам среднего общего образования; Российской Федерации), а с другой стороны, в сокращениях, используемых в данном тексте (Порядок, ГИА).

3) Характерная черта официально-делового стиля, проявляющаяся в тексте, – наличие рядов имён существительных в родительном падеже («формы проведения государст­венной итоговой аттестации»; «порядок подачи и рассмотрения апелляций»; «в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образова­тельных программ среднего общего образования»).

4) В тексте наряду с нейтральной используется оценочная лексика (аннулирования, яв­ляется обязательной, победителями, призёрами), что позволяет автору выразить своё отношение к описываемым событиям.

5) Для синтаксиса текста характерно наличие простых предложений, осложнённых обособленными согласованными распространёнными определениями.

 


Задача 13#82382

Александр Блок всегда очень волновался перед выступлениями. Но его беспокоил не страх неуспеха, а чувство глубокой ответственности перед слушателями и читателями.

Когда Блок читал свои стихи, он стоял, немного наклонившись вперёд, опираясь о стол кончиками пальцев. Жестов он почти не делал. В <...> выговоре был некоторый дефект, особенно выделялись звуки «т» и «д». При этом поэт очень точно и отчётливо произносил окончания слов, разделяя слова небольшими паузами. Чтение его было строго ритмично, но он никогда не «пел» свои стихи и не любил, когда «пели» другие.

Блок любил порядок во всём. В последние два года у Блоков уже не было домработ­ницы. Поэт сам таскал дрова на второй этаж, а частенько ему приходилось и самому убирать квартиру. Тогда он наводил в ней фантастический порядок и говорил: «Этот порядок мне необходим как сопротивление хаосу».

Когда Блока спросили, неужели он никогда не терял своих записных книжек, он ответил: «У меня их 57. Я не потерял ни одной. И если уж потеряю, то все разом». Как известно, у Блока была шестьдесят одна записная книжка, но пятнадцать из них он сжёг в 1921 году.

Поэт всегда испытывал неподдельный интерес к людям и оставался очень добрым человеком. Если кто-нибудь поступал плохо, то Блок не пытался осудить, был скупым в своих оценках, как правило, отмечая: «Это только факт». Он никогда не ставил креста на человеке.

 

(По Н. Павлович)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Особенностью публицистического текста является использование цитирования (в трёх последних абзацах), оценочной лексики (чувство глубокой ответственно­сти; оставался очень добрым человеком).

2) Автор выражает своё восхищение А. Блоком, приводя в качестве аргументов цитаты его современников.

3) Наряду с общеупотребительной лексикой (слушатели, хаос) в тексте используются термины (поэт, стихи, книжка).

4) Текст написан в научном стиле, так как основная цель автора – проанализировать особенности декламации стихов (особенно выделялись звуки «т» и «д»; отчётливо произносил окончания слов, разделяя слова небольшими паузами).

5) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди кото­рых – простые и сложные предложения, однородные и обособленные члены предло­жения, вводные конструкции.

 


Задача 12#81828

Если бы попросили людей, хорошо знающих Льва Васильевича Успенского, корот­ко охарактеризовать личность писателя, они бы ответили, что прежде всего поражают его огромные разносторонние знания, его поразительная память, редкое трудолюбие и работоспособность, его жизнерадостность и сильно развитое чувство юмора.

Многие из них дали бы совсем короткую характеристику: «Он всё знает».

<...> в наше время – время грандиозных открытий, бурного развития науки и тех­ники, в век космонавтики и электроники – невозможно «всё знать», Лев Васильевич «даёт повод» так о нём говорить. Он является исключительно образованным человеком: он учёный-лингвист, знаток археологии, истории в широком смысле этого слова, в ча­стности истории Петербурга, географ, землемер, ботаник, фотограф, знаток антично­сти, писатель, поэт, переводчик.

Лев Васильевич пишет филологические книги, книги об археологии, географии, книги на мифологические темы, книги из истории нашего города, военные рассказы, повести и романы. Всё, о чём он пишет, он хорошо знает и рассказывает читателям со знанием дела.

Этому помогает превосходная память писателя.

В редакциях газет и издательств частенько можно слышать: «Это знает Лев Василье­вич, это нужно поручить Льву Васильевичу, нужно спросить у Льва Васильевича».

Такое отношение к писателю хорошо, ёмко выразил в дружеской эпиграмме ле­нинградский поэт Михаил Александрович Дудин:

Знает всё: от звёзд в ночи,

Скрывшихся в тумане,

До отлова чавычи

В Тихом океане.

Л.В. Успенский проявляет самый живой интерес ко всему, чем живёт наша страна, чем живёт весь большой мир – наша планета Земля.

 

(По Р.И. Филипповой)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Особенностью публицистического текста является использование цитирования (на­пример, в шестом (6) абзаце), лексического повтора (чем живёт наша страна, чем живёт весь большой мир).

2) Автор выражает своё ироничное отношение к Л.В. Успенскому, используя эпиграмму М.А. Дудина.

3) Наряду с общеупотребительной лексикой (личность, характеристики) в тексте ис­пользуются термины (век космонавтики и электроники, учёный-лингвист, географ).

4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди кото­рых – ряды однородных членов предложения, обособленные члены предложения, сложные предложения.

5) Текст написан в научном стиле, так как основная цель автора – дать авторскую оценку учёному, о котором он рассказывает.