menu
Задания: 123
База заданий: 81-100
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 »


Задача 11#81343

Сложный термин «современный русский литературный язык» включает четыре понятия. Ограничимся кратчайшей характеристикой трёх из них: «язык» – совокуп­ность средств речевого взаимодействия людей; «русский язык» – национальный язык русских; «современный русский язык» – от Пушкина до наших дней, в более строгих рамках – язык живущих поколений, в первую очередь язык послевоенного времени.

Рассмотрим понятие «литературный язык». Единый в своей основе, русский язык распадается на множество речевых вариантов, <...> обусловлены возрастом говорящих, их социальным происхождением и положением, уровнем образования, местом, где они живут, и т. д.

Среди всех разновидностей современного русского языка выделяется литератур­ный язык – тип речи, который исторически сложился на базе русской письменности, литературы. Это язык литературы и искусства, науки, государственных учреждений, школы, печати, радио и телевидения. Как средство общения в масштабе нации, госу­дарства литературный язык противостоит, с одной стороны, диалектам (особенностям местных, территориально ограниченных говоров), с другой – жаргонам (особенностям речи узких социальных прослоек и групп).

Литературный язык – язык нормированный, в своем употреблении он всегда под­чинён исторически сложившимся и закреплённым в сознании людей нормам, прави­лам. Эти правила охватывают все уровни языка. Лексические нормы определяют воз­можности использования того или иного слова. Грамматические нормы указывают ли­тературные формы слов, словосочетаний, предложений. Орфоэпия определяет пра­вильность произношения. Наконец, правописные нормы обеспечивают единообразные написания слов и расстановку знаков препинания. Понятие литературной нормы все­гда связано с выбором нужного слова, нужной формы из сосуществующих в языке ва­риантов.

 

(По Л.В. Рахманину)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) В соответствии с требованиями научной стилистики текст характеризуется отсутст­вием выражения личного отношения автора к описываемым явлениям.

2) Одной из синтаксических особенностей научного текста является использование со­ставных именных сказуемых («язык» – совокупность средств, он... подчинён).

3) Несмотря на то что текст относится к научному стилю, в нём отсутствуют термины.

4) Выразительность, эмоциональность текста обеспечивается синтаксическими средст­вами, среди которых – деепричастные обороты, вводные конструкции, обращения.

5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как основная цель автора – сообщить важную информацию и дать чёткую инструкцию.

 

№3. Задания по маленькому тексту | Просмотров: 31 | Дата: 29.05.2025 | Комментарии (1)

Задача 10#80828

Читатели Блока обыкновенно представляют его себе печальным человеком, далё­ким от простых и обыденных радостей жизни. В стихах его изредка проявляется юмор, а весёлости нет и следа.

Но между тем в живом, настоящем Блоке было много светлого юмора и самой непо­средственной, детской весёлости. До знакомства с ним поэт Андрей Белый представлял его себе болезненным, хилым юношей и был поражён и даже разочарован, увидав здо­рового, сильного и красивого человека, да ещё в хорошо сшитом костюме и со спокой­ной манерой держать себя. Всё это совершенно не соответствовало его представлению о поэте-мистике, погружённом в заоблачные миры.

Познакомившись с Блоком, А. Белый узнал его с новых сторон. <...> при всей тон­кости его проникновений в душу Блока и при всей духовной близости обоих поэтов он так и не разглядел в Блоке того, что особенно бросалось в глаза близким художника. Блок прежде всего ребёнок – простодушный, невинный и милый.

В своей речи о символизме, прочитанной в «Обществе ревнителей художественного слова», он произнёс: «Художник должен быть трепетным в самой дерзости, зная, чего стоит смешение искусства с жизнью, и оставаясь в жизни простым человеком». Этот завет свой он и исполнил. Он был в жизни простым человеком. А затем поэт продол­жил: «Но есть неистребимое в душе, там, где она младенец». В его душе это «неистре­бимое» проявлялось и в ясности его улыбки, и в уменье радоваться всяким житейским пустякам, а также солнцу, шуткам, да ещё в уменье играть и шалить, которое было ему в высшей степени свойственно.

 

(По М.А. Бекетовой)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст относится к научному стилю, так как основная цель автора – сообщить науч­ную информацию о символизме.

2) Автор выражает своё ироничное отношение к Андрею Белому, используя градацию («болезненным, хилым юношей», «ребёнок – простодушный, невинный и милый»).

3) Выразительность тексту придают синтаксические средства, среди которых – одно­родные члены предложения, обособленные члены предложения, сложные предложе­ния.

4) Наряду с общеупотребительной лексикой (человек, душа) в тексте используются тер­мины (искусство, поэт, юмор).

5) Особенностью публицистического текста является использование цитирования (в по­следнем абзаце), инверсии (В стихах его изредка проявляется юмор…), лексического повтора («при всей тонкости его проникновений в душу Блока и при всей духовной близости обоих поэтов»).

 


Задача 9#79706

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учётом возраста ребёнка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объёма дееспособности ребёнка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребёнком по разъяснению его прав <…> обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребёнком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребёнка.

Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребёнка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации, могут участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребёнка в государственных органах и органах местного самоуправления.

 

(Из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (дееспособности, нормативных правовых актов и др).

2) Использование эпитетов («законные интересы», «социальная поддержка») способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать мысль о необходимости соблюдать права ребенка.

3) В тексте используются отглагольные существительные (реализации, защиты, поддержки), глаголы несовершенного вида (содействуют, осуществляют).

4) Синтаксические конструкции, используемые в тексте, разнообразны: деепричастные обороты, сравнительные обороты, уточняющие члены предложения.

5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как основная его цель – изложение статьи федерального закона.

 


Задача 8#78785

Официальные правила баскетбола ФИБА действуют во всех игровых ситуациях, специально не оговорённых в этих Правилах игры 3х3.

Ст. 1. Площадка и мяч. Игра проводится на баскетбольной площадке 3х3 с одной корзиной. Стандартная игровая площадка 3х3 имеет размеры 15 м (ширина) х 11 м (длина). На площадке 3х3 располагаются элементы площадки для классического баскетбола, включая линию штрафного броска (4.225 м от проекции центра кольца на площадку), дугу – линию двухочковых бросков (6.75 м от проекции центра кольца на площадку) и «полукруг над корзиной, в котором не фиксируются фолы столкновения» (1.25 м от проекции центра кольца на площадку). В качестве площадки 3х3 также может использоваться половина площадки для классического баскетбола.

Игры во <…> категориях проводят официальным мячом 3х3.

Ст. 2. Команды. Каждая команда должна состоять из 4 игроков (3 игроков на площадке и 1 запасного).

(По материалам Интернета)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст содержит слова и сочетания слов определённой тематической группы (игровая площадка, штрафного броска, фолы).

2) Использование эпитетов («официальные правила», «игровая площадка»), метафор (располагаются элементы, фиксируются фолы) способствует эмоциональности и выразительности выражения.

3) В тексте используются конкретные имена существительные (корзина, мяч, кольца), глаголы несовершенного вида (действуют, проводится, использоваться).

4) На синтаксическом уровне содержательная точность достигается за счет использования простых предложений и разного типа сложных предложений.

5) Текст относится к научному стилю, так как основная цель автора – сообщить научную информацию о размере баскетбольной площадки, мяча и составе баскетбольной команды.

 


Задача 7#78512

Фортепианные концерты С.В. Рахманинова составили целую эпоху в развитии жанра. Так или иначе они продолжают линию лирико-драматических инструментальных концертов русских и западноевропейских романтиков с характерной драматургией. Бурное, восторженное, празднично-ликующее настроение здесь может соседствовать с нежным лирическим высказыванием, а сосредоточенное философское раздумье – с лёгким погружением в тишину родной природы, которую так хорошо умел слышать С.В. Рахманинов. Это виртуозные циклические произведения с чёткой структурой, выстроенные на ярком мелодическом материале, берущем свои корни в древних знаменитых распевах и народно-песенном творчестве.

Масштабной драматургией и стремлением к тематическому единству целого Концерт №3 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова справедливо претендует на то, чтобы называться «фортепианной симфонией». Сегодня он признан одним из величайших и сложнейших произведений своего жанра во <...> мировой фортепианной литературе.

Основная тема концерта – начальная тема I части – принадлежит к числу самых вдохновенных рахманиновских мелодий. Она напоминает и колыбельную, и древний церковный напев, а отражённая в ней светлая печаль определяет музыкальное содержание всего произведения. Тревожный колокольный тон Второго концерта в новом сочинении словно отошёл на второй план, вытесненный рахманиновской лирикой, тонкой и скромной. «Я просто хотел спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы», – говорил композитор. По словам музыковеда Б.В. Асафьева, эта тема «стелется, как тропа в полях, непридуманная, ненавязываемая».

 

(По материалам Московской филармонии)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Использование оценочной лексики («хорошо умел слышать»; «виртуозные... произведения») позволяет не только рассказать об особенностях творчества С.В. Рахманинова, но и выразить отношение к описываемым явлениям.

2) Разнообразные синтаксические конструкции (различные виды односоставных предложений, обособленные согласованные распространённые определения, сложноподчинённые предложения с придаточными следствия и причины) позволяют точно и полно описать своеобразие произведений С.В. Рахманинова для фортепиано с оркестром.

3) Текст имеет признаки разговорной речи, так как цель автора – сообщить в непринуждённой обстановке информацию, имеющую практическое значение.

4) Эмоциональное воздействие на читателей с целью вызвать восхищение произведениями С.В. Рахманинова осуществляется с помощью эпитетов («восторженное, празднично-ликующее настроение»; «нежным лирическим высказыванием»), метафоры (колокольный тон…, вытесненный рахманиновской лирикой) и сравнений (спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы; тема «стелется, как тропа…»).

5) Глаголы настоящего времени используются не для описания событий, происходящих в момент речи, а для изложения сведений, имеющих вневременное значение.

 


Задача 6#78504

Роман – эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности, на процессе становления и развития её характера и самоосознания. Начиная с Г. Филдинга и особенно с Гегеля и О. де Бальзака, а в России – с В.Г. Белинского, роман определяют как эпос частной жизни; он не просто изображает частную жизнь, что делали «низкие» жанры до него (фарсы, комедии и т.п.), но осваивает её как эпопея, т.е. открывая в ней общий смысл, тотальное отношение человека и мира.

Оставаясь по преимуществу «изображением чувств, страстей и событий частной и внутренней жизни людей» (В.Г. Белинский), роман представляет индивидуальную и общественную жизнь как относительно самостоятельные, не исчерпывающие и не поглощающие друг друга, хотя и взаимосвязанные стихии, и в этом состоит определяющая особенность содержания романа. 

В романе «человек до конца невоплотим в существующую социально-историческую плоть» (М.М. Бахтин). «Одной из основных внутренних тем романа является <...> тема неадекватности герою его судьбы и его положения. Человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности. Он не может стать весь и до конца чиновником, помещиком, купцом, женихом, ревнивцем, отцом и т.п., в нём всегда остаются нереализованные потенции и неосуществлённые требования… Нет форм, которые могли бы до конца воплотить все его человеческие возможности и требования…»

 

(По И.С. Брагинскому)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Объективность изложения проявляется в использовании абстрактной лексики (судьбе, становления, развития, самосознания, отношение, изображением), а также глаголов настоящего времени во вневременном, обобщённом значении (определяют, изображает, осваивает, представляет, состоит).

2) Усложнённость синтаксиса текста (использование осложнённых простых предложений, сложных предложений с разными видами связей) определяется необходимостью точно и полно раскрыть сложное научное понятие.

3) Наряду с терминами (эпос, фарсы, комедии, эпопея) в тексте встречаются эпитеты («эпическое произведение», «частной жизни», «общественную жизнь», «человеческие возможности»).

4) Использование метафор (открывая... смысл, социально-историческую плоть) позволяет передать авторское отношение к описываемому явлению, что характерно для официально-делового стиля.

5) Текст относится к научному стилю, так как цель – передать научную информацию, описав существенные признаки романа.

 


Задача 5#78496

Если бы потребовалось наиболее наглядное, внятное для всех доказательство, что каждый малолетний ребёнок есть величайший умственный труженик нашей планеты, достаточно было бы приглядеться как можно внимательнее к сложной системе тех методов, при помощи которых ему удаётся в такое изумительно короткое время овладеть своим родным языком, всеми оттенками его причудливых форм, всеми тонкостями его суффиксов, приставок и флексий. Хотя это овладение речью происходит под непосредственным воздействием взрослых, всё же оно кажется мне одним из величайших чудес детской психической жизни.

Раньше всего необходимо заметить, что у двухлетних и трёхлетних детей такое сильное чутьё языка, что создаваемые <...> слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а, напротив, очень метки, изящны, естественны: и «сердитки», и «духлая», и «красавлюсь», и «всехный».

Например, один ребёнок изобрёл слово «обутки» и «одетки» (это было в черноморской степи), совершенно не зная о том, что именно эти два слова точно в таком же сочетании существуют в течение столетий на севере, в Олонецком крае. Ведь не читал же он этнографических сборников Рыбникова, записавшего некую фольклорную сказку, где были, между прочим, такие слова: «Получаю по обещанию пищу, обутку и одетку». Самая эта двучленная формула – «обутка и одетка» – была самостоятельно создана ребёнком на основании тех языковых предпосылок, которые даны ему взрослыми.

— Ах ты, стрекоза! — сказала мать своей трёхлетней Ирине.

— Я не стрекоза, а людь!

Мать сначала не поняла этой «люди», но потом случайно обнаружила, что за тысячу километров, на Урале, человек издавна называется «людью». Там так и говорят: «Ты что за людь?»

Таким образом, ребёнок порой самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народом в течение многих веков. Чудесно овладевает детский ум методами, приёмами, формами народного словотворчества.

 

(По К.И. Чуковскому)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст относится к официально-деловому стилю, так как характеризуется стандартизированностью и шаблонностью изложения и даёт практические указания, как изобретать слова.

2) Характеризуя детское словотворчество, автор использует такие средства выразительности, как метафоры (овладение речью… кажется, мне одним из величайших чудес детской психической жизни; слова… не кажутся калеками или уродами речи) и эпитеты («причудливых форм», «слова… очень метки, изящны»).

3) Слова, «созданные» детьми («обутка», «одетка», «людь»), на самом деле диалектные: они существуют в разных местностях.

4) В двух последних предложениях содержится вывод из всего сказанного в тексте.

5) Основной функционально-смысловой тип речи текста – описание, так как в нём перечисляются внешние признаки героев и местности, где происходит действие.

 


Задача 4#78488

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а <...> чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это наш язык

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в  университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза.

Прежде чем сесть за рабочий стол и вывести первую строчку первой страницы, каждый автор долго обдумывает её содержание. Помните, как широко шагал по московским тротуарам Маяковский, то вслух, то про себя бормоча слова ещё не созданных будущих стихов? Видели, как исчирканы, как испещрены поправками – в поисках самого верного слова – бессмертные страницы черновиков Льва Толстого или Пушкина? 

А с другой страницы, и вы сами, прочтя взволновавшую вас новую книгу, закроете её и откинетесь в задумчивости; вы начнёте мысленно повторять поразившие вас рассуждения, размышлять над тем, что только что узнали.

И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем.

А можно ли думать без слов?

Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство – жизнь.

 

(По Л.В. Успенскому)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст рассчитан на широкую аудиторию и написан понятным, доступным языком: в тексте преобладает общеупотребительная лексика, между тем встречаются вкрапления разговорной и просторечной лексики («шагает в институт», «исчирканы… страницы»).

2) Использование метафор (целое море слов, шумный океан речи) и эпитетов («чистый слух», «бессмертные страницы») способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемых явлений.

3) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, точно и полно объяснить факты окружающей действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности.

4) Выразительность текста обеспечивается использованием синтаксических средств, среди которых – простые и сложные предложения, однородные и обособленные члены предложения, вставные конструкции и вопросительные предложения.

5) В двух последних предложениях текста раскрывается, поясняется тезис, сформулированный в первом (1) предложении последнего абзаца.

 


Задача 3#78480

Совершенно очевидно, что одной из составляющих коммуникативной компетенции развитой языковой личности являются не только знания и умения, необходимые для построения правильной речи (речи без нарушений литературно-языковых норм), но и знания и умения, позволяющие создавать речь выразительную (т.е. речь, способную воздействовать определённым образом на слушателя или читателя). Между тем если вопросы правильной (нормативной) речи достаточно подробно освещены в учебной литературе, толковых и других словарях и справочниках, то этого никак нельзя сказать о проблемах выразительной речи.

Сведения о выразительных средствах русского литературного языка представлены в очень небольшом количестве словарей и справочников. Однако перечисленные словари и справочники, будучи весьма ценными пособиями, тем не менее представляют выразительные средства русского языка (прежде всего – стилистические фигуры и тропы) в достаточно ограниченном наборе, а иллюстративный материал (который присутствует не всегда) берется в основном <...> из художественной литературы (преимущественно из поэзии). Поэтому создание справочного пособия, в котором толкуемые явления и соответствующие им термины были бы представлены с возможно большей полнотой, охарактеризованы адекватно современному состоянию теории и продемонстрированы в их реальном функционировании, было основной идеей авторов данного словаря. 

При написании словарных статей, посвящённых выразительным средствам русского языка, речи, авторы старались придерживаться следующей композиционной схемы:

- заголовочное слово (термин);

- дефиниция соответствующего понятия;

- характеристика функционирования данного выразительного средства;

- библиография (основная литература).

 

 (По А.П. Сковородникову)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (стилистические фигуры, тропы, дефиниция и др.).

2) Использование тропов и лексических средств выразительности: эпитетов («иллюстративный материал», «в их реальном функционировании»), метафор (представлены с возможно большей полнотой, старались придерживаться следующей композиционной схемы), фразеологизмов (этого никак нельзя сказать о…, было основной целью) – способствует эмоциональности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемых явлений.

3) С помощью рубрикации в последнем предложении текста изложена композиционная схема, которой придерживались авторы словарных статей, посвященных выразительным средствам русского языка.

4) Выразительность текста обеспечивается приёмами, среди которых – парцелляция, анафора, вопросно-ответная форма изложения.

5) Текст относится к научному стилю, так как основные цели автора – научно обосновать значимость появления словаря-справочника, в котором с возможно большей полнотой были бы представлены выразительные средства русского литературного языка.

 


Задача 2#78472

Представьте Землю в виде апельсина. Тогда атмосфера окажется чем-то вроде апельсиновой кожуры. Атмосфера обеспечивает существование жизни на этой планете и делится на несколько слоёв. Мы живём в нижнем слое, тропосфере. Здесь содержится 90% всего воздуха <...> формируются тучи. В высоких слоях тропосферы воздух становится разрежённым. На вершинах гор для нормального дыхания не хватает кислорода.

Слой выше атмосферы называется стратосферой. Самолёты дальних рейсов поднимаются в верхние слои стратосферы, чтобы лететь благодаря меньшему сопротивлению воздуха. Среди газов стратосферы есть и особый тип кислорода, который называется озон. Он поглощает большую часть вредного ультрафиолетового излучения Солнца.

Над стратосферой находится ионосфера. Она так называется, потому что здесь расположены частицы, называемые ионами, которые несут электрический заряд. Этот слой очень важен для передачи радиосигналов по всей нашей планете. Передатчик на радиостанции посылает радиоволны в атмосферу. Они пробивают все слои до ионосферы и возвращаются на Землю на большом расстоянии от того места, откуда они были посланы.

Самый дальний от Земли слой атмосферы называется экзосферой. Здесь почти нет газа. Экзосфера – это граница, где атмосфера переходит в космическое пространство. В экзосфере вокруг Земли вращаются метеорологические спутники. Это они передают картинки облаков, которые мы видим по телевизору в прогнозе погоды.

 

(По материалам Интернета)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (тропосферы, ионосфера, экзосфера и др.).

2) Использование сравнения (представьте Землю в виде апельсина), эпитетов («дальних рейсов», «верхние слои») способствует образности изложения и помогает легче понять содержание текста.

3) В тексте используются отглагольные существительные (существование, дыхания).

4) Синтаксис текста разнообразен, преобладают же во фрагменте простые осложненные, бессоюзные сложные и сложносочиненные предложения.

5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как основная цель – предупреждение об опасности разрушения озонового слоя атмосферы.

 


Задача 1#78463

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (культура речи, лексики, диалекты и др).

2) Использование эпитетов («национальной важности», «культурная часть общества»)способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает понять, что такое культура речи.

3) В тексте используются отглагольные существительные (создание, развития, становление), глаголы несовершенного вида (появиться, сумел).

4) На синтаксическом уровне логичность и последовательность изложения достигаются за счёт использования вводных слов и конструкций, простых предложений с однородными членами, сложноподчинённых предложений.

5) Текст относится к научному стилю, так как основная его цель – сообщение точной научной информации о культуре речи и её задачах.

 


Задача 12#124605

Так что же это за общий признак, который определяет развитие всего живого?

Я приведу тебе ряд примеров, а ты постарайся найти в них то общее, о чём мы сейчас говорим.

Превращение зерна в полновесный колос…

Ход сёмги на нерест через тысячи вёрст и сотни порогов

Удивительная метаморфоза: превращение неуклюжей мохнатой гусеницы в многоцветную бабочку, прихотливо, невесомо порхающую между цветов…

Догадался? Нет?

Тогда ещё один пример. Помнишь, как мы однажды шли с тобой по асфальтированной улице и вдруг увидели, как асфальт в одном месте вздыбился, вспучился и треснул. Подойдя к этому разлому асфальтброни, мы увидели, что под разломом торчит головка гриба шампиньона.

Думаю, теперь всё стало на место, всё тебе понятно; общее во всех этих случаях – это реализация себя, своих внутренних возможностей, своей сути. Все эти примеры говорят о неукротимой силе жизни, заложенной в семени, зерне, спорах. В каждом из этих случаев живое существо с невероятной силой стремится проявить себя до конца и стать именно тем, чем оно должно быть (а не застыть, отдыхая, в состоянии эмбриона).

Конечно, этот биологический закон распространяется и на людей. Человек, подобно всему живому, подлинно счастлив тогда, когда он раскрывает свои внутренние возможности и конкретно реализует <...> то, что в нём заложено.

 

(По Ю.А. Андрееву)


Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Цель автора – заставить читателей задуматься о важных проблемах, самостоятельно проанализировать примеры и сделать выводы; чтобы выстроить диалог с читателем, автор использует синтаксические средства, среди которых – вопросительные предложения, неполные и односоставные предложения. 

2) В первом (1) предложении сформулирован вопрос, который задаёт тему дальнейших авторских размышлений. 

3) Текст характеризуется языковыми особенностями, присущими публицистическому стилю: преобладанием общеупотребительной лексики (развитие, общее, колос), широким использованием изобразительно-выразительных средств, среди которых – эпитеты («полновесный колос», «о неукротимой силе жизни», «с невероятной силой») и метафора (не застыть... в состоянии эмбриона). 

4) Текст написан в научном стиле и характеризуется использованием отглагольных существительных (развитие, превращение) и узкоспециальной терминологии (метаморфоза, асфальтброни, эмбриона, биологический закон). 

5) Текст относится к разговорной речи, задача автора – в непринуждённой форме передать общественно значимую информацию о важности внутренней самореализации человека.


Задача 11#123574

Олег. Можно?

Юлия Михайловна. А-а… Олег… Входите. Садитесь. Я сейчас…

Олег. Какая у вас библиотека хорошая…

Юлия Михайловна. А вы не были у меня разве? Так себе. Ничего. Ой, устала печатать.

Олег. Много работы?

Юлия Михайловна. Я книгу сейчас заканчиваю. Первую… Волнуюсь ужасно.

Олег. А что за книга?

Юлия Михайловна. «Рассказы из истории». Вы что маячите, Олег? Садитесь.

Олег. У вас дела… Я вас задерживаю…

Юлия Михайловна. Нет, нет, Олег. Если только вы спешите… Я как пришла – три часа печатала. Отдохнуть надо… Садитесь посидите. Потреплемся. Хотите печенья? Берите, не стесняйтесь.

Олег. Мне неловко как-то… Вдруг я вас задерживаю… Я ведь только за книгой…

Юлия Михайловна. Вот ваша книга. А через пять минут я вас и <…> выгоню. У меня работы – непочатый край.

Олег. Мне у вас нравится… Столько книг… Бумаги… Машинка пишущая… Необычно…

Юлия Михайловна. Вы хотите сказать – для женщины необычно. А я, знаете ли, Олег, лет до тридцати дурака валяла. А вот сейчас опомнилась – хочется упущенное наверстать. У вас завтра последний экзамен?

Олег. Да.

Юлия Михайловна. И куда вы?

Олег. На физфак буду поступать. Ну и шахматы…

Юлия Михайловна. Ой, господи, Олег! Вам хорошо. Вы знаете, что делать будете. А я в ваши годы дура дурой была… Столько времени потеряла… Жуть!

 

(По А.Н. Казанцеву)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Реплики Юлии Михайловны относятся к научному стилю и содержат термины (наверстать, экзамен), точное название произведения («Рассказы из истории») и вводные конструкции (вы хотите сказать, знаете ли), позволяющие логично выстроить систему научной аргументации.

2) Речь Олега, относящаяся к официально-деловому стилю, отличается, с одной стороны, отсутствием слов в переносном значении, экспрессивной и оценочной лексики, а с другой ‒ использованием стандартизированных оборотов (У вас дела… Я вас задерживаю…).

3) Беседа Олега и Юлии Михайловны проходит в форме диалога (У вас завтра последний экзамен? ‒ Да. ‒ И куда вы? ‒ На физфак буду поступать. Ну и шахматы…).

4) Юлия Михайловна в своей речи, отличающейся эмоциональностью, использует разговорную и просторечную лексику (так себе, маячите, потреплемся, непочатый край, дурака валяла), восклицательные предложения (Ой, господи, Олег! Жуть!).

5) Речь собеседников содержит разнообразные синтаксические конструкции, среди которых предложения распространённые (Можно? Входите. Садитесь. Бумаги… Необычно…) и нераспространённые (Вот ваша книга. Вам хорошо.), предложения простые (Вы знаете, что делать будете.) и сложные (Если только вы спешите…).


Задача 10#111066

Человеческая натура проявляется в разном, но в чём-то, надо полагать, обнаруживается верховное, державное качество человека. Выявить эту главенствующую черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфически человеческим? Есть ли вообще в человеке какое-то внутренне устойчивое ядро?

<...> феномен может быть осмыслен, по-видимому, двояким способом: либо через сопоставление его с другими сущностями или явлениями, либо через раскрытие его собственной уникальной природы. Изучение человека «извне» предполагает осмысление его отношений с природой (космосом), обществом, Богом и самим собой. Приобщение к тайне человека «изнутри» сопряжено с постижением его телесного, эмоционального, нравственного, духовного и социального бытия. Вполне понятно, что эти различные подходы не всегда существуют в идеальном выражении. Они дополняют друг друга, вызывают потребность в выработке общей, синтезирующей позиции.

Религиозно-философское направление рассматривает в качестве высшей ценности Бога. Поэтому тайна человека в этой системе мышления оказывается принципиально непостижимой либо соотнесённой с сущностью божественного. Философы натуралистической ориентации исходят из культа природы, космоса. Человек воспринимается в основном как живое вещество, наделённое рядом отличительных естественных особенностей. Кроме того, многие философы оценивают мир через человека, полагая, что человек – главная ценность мироздания.

 

(По П.С. Гуревичу, И.Т. Фролову)


Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Ответы на вопросы, сформулированные в первом (1) абзаце текста (Какое качество можно считать специфически человеческим? Есть ли вообще в человеке какое-то внутренне устойчивое ядро?), авторы пытаются найти, обращаясь к различным направлениям философских учений, о которых идёт речь в третьем (3) абзаце.

2) Использование антонимов («извне» – «изнутри» во втором (2) абзаце) обусловлено задачей осмысления человеческого феномена «двояким способом».

3) Определяя сущность человека, авторы используют вводные слова и конструкции (по-видимому, надо полагать).

4) Текст насыщен такими языковыми средствами, как отглагольные существительные (сопоставление, раскрытие, осмысление, приобщение, постижением), слова с абстрактным значением (качество, сущность, явлениями, потребность, позиции, культа, особенностей).

5) Текст написан в официально-деловом стиле; цель авторов – проинструктировать читателей, как постичь сущность человека.


Задача 9#109069

М.М. Зощенко был небольшого роста, строен и очень хорош собой. Глаза у него были задумчивые, тёмно-карие; руки – маленькие, изящные. Он ходил легко и быстро, с военной выправкой – сказывались годы сначала в царской, <…> в Красной Армии. Постоянную бледность он объяснял тем, что был отравлен газами на фронте. Но мне казалось, что и от природы он был смугл и матово-бледен.

Не думаю, что кто-нибудь из нас уже тогда разгадал его, ведь он и сам провёл в разгадывании самого себя не одно десятилетие. Меньше других его понимал я – и это неудивительно: мне было восемнадцать лет, а у него за плечами была острая, полная стремительных поворотов жизнь. Но всё же я чувствовал в нём неясное напряжение, неуверенность, тревогу. Казалось, он давно и несправедливо оскорблён, но сумел подняться выше этого оскорбления, сохранив врождённое ровное чувство немстительности, радушия, добра. Думаю, он уже и тогда был высокого мнения о своём значении в литературе, но знаменитое в серапионовском кругу «Зощенко обидится» было основано и на другом. Малейший оттенок неуважения болезненно задевал его. Он был кавалером в старинном, рыцарском значении этого слова – впрочем, и в современном: получил за храбрость четыре ордена и был представлен к пятому в годы Первой мировой войны.

Он был полон уважения к людям и требовал такого же уважения к себе.

 

(По В.А. Каверину)


Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

 

1) В первом (1) предложении содержится тезис, который последовательно доказывается во втором (2) и третьем (3) абзацах текста, относящегося к научному стилю.

2) Использование во втором (2) абзаце вводных слов (казалосьдумаю), синтаксических конструкций с противительными союзами (а, но) объясняется стремлением автора подчеркнуть сложность понимания, разгадывания личности писателя М.М. Зощенко. 

3) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами: рядами однородных членов предложения, сложными предложениями различных видов.

4) Текст относится к официально-деловому стилю и поэтому характеризуется использованием стандартных оборотов (сказывались годы, не одно десятилетие, требовал... уважения) и слов, которые в толковых словарях сопровождаются пометой «официальное» (выправкой, радушие, кавалером).

5) Чтобы вызвать интерес читателей к личности М.М. Зощенко, автор не только использует необходимые для раскрытия темы факты (был отравлен газами на фронте; получил за храбрость четыре ордена и был представлен к пятому в годы Первой мировой войны), но и формулирует интересную гипотезу (Думаю, он уже и тогда был высокого мнения о своём значении в литературе...).


Задача 8#107501

Для «Блокадной книги» мы прежде всего искали дневники блокадников – они были дороже, чем личные свидетельства. Особенность любого дневника – достоверность; обычно автор излагает не прошлое, а сегодняшнее, он не столько вспоминает, сколько делится своими воспоминаниями, сообщает новости, рассказывает то, что произошло сегодня.

Большой террор, репрессии отучили питерцев вести дневники. Занятие стало слишком опасным. В блокаду эта естественная потребность вернулась с неожиданной силой, люди почувствовали себя участниками истории, <...> захотелось сохранить, записать неповторимость происходящего. Но было ещё одно обстоятельство – появилось сокровенное ощущение духовной пищи; удивительно, но дневник помогал выживать. Умственная работа, духовное осмысление поддерживали. После публикации «Блокадной книги» нам стали приносить дневники; вдруг оказалось, что, несмотря на все ужасы, страдания, люди записывали подробности своей жизни.

Вот дневник главного инженера Пятой ГЭС, бесценный именно своими деталями.

9 января 1942 года: «Остались без топлива больницы, госпитали, дома, уголь стал для Ленинграда кровью, и этой крови всё меньше».

14 января: «Окончен монтаж котла под антрацит. Нет здорового человека, пригодного для ручной заброски в котёл угля».

Я цитирую лишь отдельные строчки из этого замечательного дневника, вести́ который было тоже подвигом…

Каждый дневник по-своему передаёт трагедию города. В каждом дневнике есть талант наблюдательности, понимание того, как драгоценны подробности этой невероятной блокадной жизни людей.

 

(По Д.А. Гранину)


Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст написан в научном стиле; цель автора – избегая оценочных суждений, дать научное объяснение событий, происходивших в блокадном Ленинграде.

2) В первом и последнем абзацах сообщается об особенностях текстов, написанных в жанре дневника, и об их ценности.

3) Использование эпитетов («сокровенное ощущение духовной пищи», «невероятной блокадной жизни людей», «дневник... бесценный именно своими деталями») позволяет автору выразить своё отношение к описываемым событиям.

4) Развёрнуто изложить свои мысли автору помогает использование разнообразных синтаксических конструкций, среди которых – ряды однородных членов предложения, сложные предложения разных видов, цитирование.

5) Примеры из официального отчёта главного инженера позволяют читателю представить, как шёл процесс строительства гидроэлектростанции во время блокады Ленинграда.


Задача 7#106094

Здесь, в самом центре каменного хаоса, рождается река Казыр, отсюда она начинает свой стремительный бег к Енисею. Жизнь этой реке дают лёд и солнце, и казырская вода унаследовала от них заоблачный холод и вечную энергию. Силён Казыр, не везде перебродишь его, не везде переплывёшь – упругая струя подхватит смельчака, разобьёт на рыжих ослизлых валунах…

Но главное препятствие на Казыре – пороги. В одном месте вся река собирается в узком гранитном горле, в другом – прорывается по длинному коридору, в третьем – прыгает по ступенчатым лбам. Есть порог, который тянется на семь километров, и в солнечный день стоит над каждым его сливом цветистая радуга…

Долго беснуется Казыр, пока не расступятся горы и плавные увалы не смирят <…> буйный норов.

Вдоль Казыра – непролазная тайга. На взгорках – лохматые кедровники, ложбины забиты кронами елей, к сырым низинным местам собираются пахучие пихты, чтобы в полую воду вволю пошлёпать по мутной волне широкими лапами. В таком лесу тихо и сумрачно. До земли свисает с веток седой мох, гниют внизу остатки поживших своё лесных великанов. Встречаются по берегам Казыра чёрные гари, на добрую сотню километров протянулся гибник – лес, съеденный вредителями: сибирским шелкопрядом и монашенкой. Древесные скелеты подтачиваются червями и падают от ветра. Ни зверь не живёт на этом лесном кладбище, ни птица. Только вечный труженик дятел долбит и долбит сухие стволы.

 

(По В.А. Чивилихину)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов, сложные предложения разных видов, неполные предложения.

2) Автор наряду с общеупотребительными словами использует диалектизм (гибник) и просторечное слово (норов), чтобы показать колорит Сибири.

3) Эпитеты («казырская вода», «сибирским шелкопрядом», «длинному коридору») помогают автору показать красоту реки.

4) В тексте использована научная терминология (широкими лапами, лесных великанов), так как автор описывает географические особенности Сибири.

5) Цель автора – передать читателю восхищение силой и мощью сибирской природы, пробудив его воображение.


Задача 6#105495

Обязанности пешеходов

 

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам <…> краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

 

(Из Правил дорожного движения)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) В соответствии с требованиями функциональной разновидности языка в тексте отсутствует эмоционально окрашенная лексика. 

2) Логичное и последовательное изложение материала достигается посредством частого использования сложноподчинённых предложений. 

3) Текст содержит слова одной тематической группы (пешеход, тротуар, обочина, проезжая часть и др.), отвлечённые имена существительные (движение, видимости и др.).

4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизованностью речи.

5) Текст относится к научному стилю; цель текста – передача информации об обязанностях пешеходов.


Задача 5#104997

Статья 15

 

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на <…> территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

(Из Конституции Российской Федерации)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) В соответствии с требованиями функциональной разновидности языка в тексте отсутствует эмоционально окрашенная лексика.

2) Логичное и последовательное изложение материала достигается посредством частого использования вводных конструкций, указывающих на связь мыслей.

3) Текст содержит слова одной тематической группы (договор, правовая система, органы государственной власти и др.), отвлечённые существительные (действие, органы самоуправления и др.).

4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизованностью речи.

5) Текст относится к научному стилю; цель текста – передача знаний об основах конституционного строя Российской Федерации.


Задача 4#104314

Эпиграфом к рассказу «Господин из Сан-Франциско» Иван Бунин взял строки из «Апокалипсиса»: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Таким образом, уже с эпиграфа, который позже был снят, начинал звучать сквозной мотив рассказа – мотив гибели, смерти. Он повторится и в названии гигантского корабля «Атлантида», <…> является в рассказе образом-символом современной цивилизации.

Основное событие рассказа – смерть господина из Сан-Франциско. С самого начала путешествия героя окружает масса деталей, напоминающих о смерти. Например, весьма любопытным героем рассказа является «наследный принц одного азиатского государства, путешествующий инкогнито». Описывая его, Бунин постоянно подчёркивает странную, как бы мёртвую внешность принца. Сухие руки, лакированная кожа, усы, как у мёртвого, маленький рост – всё это характерные признаки мумифицированного тела. Получается, что на борту «Атлантиды» в течение всего путешествия находится мертвец, а это, по суеверию моряков, считается плохим предзнаменованием.

Кстати, в 1912 году, за три года до появления рассказа Бунина, затонул гигантский пароход «Титаник», на борту которого везли мумию египетского фараона. По утверждению некоторых источников, пароход погиб именно из-за того, что в трюме везли мумию, погрузив её туда неаккуратно, не соблюдая обрядов.

 

(По А. Яблокову)


Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

 

1) Текст относится к официально-деловому стилю; цель текста – передать объективную информацию о рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско».

2) В первых двух предложениях второго (2) абзаца текста выдвигается тезис, а в последующих предложениях этого абзаца данный тезис доказывается.

3) Разговорный характер тексту придают такие приёмы, как анафора, парцелляция и инверсия.

4) В тексте А. Яблоков использовал вводные конструкции, которые помогают сделать высказывание логичным и последовательным.

5) Для большей убедительности автор обращается к такому приёму, как цитирование.